От цен на зимнюю одежду покупатели округляют глаза
Кажется, еще недавно одна дамочка провозгласила с телеэкрана: «Мы стали более лучше одеваться», и вдруг все в прошлом. Заголовки тревожат: «Импорт одежды под ударом», «Турция и Китай резко сократили поставки в Россию». А ведь это главные поставщики шмоток в нашу страну. Так что же, вы полагаете, будет носиться?
Сообщается, что с января по сентябрь 2024 года объемы поставок из Турции сократились почти на 50%. Самое существенное снижение наблюдается в сегментах верхней одежды и трикотажа. А ведь именно Турция стала хабом для параллельного импорта в Россию. Импорт зимней верхней одежды из Китая за восемь месяцев года сократился на 60%. Основная причина: угроза вторичных санкций при расчетах с РФ. Платежи на сотни миллионов долларов зависают на счетах китайских или турецких банков на три-четыре месяца и возвращаются обратно. Российским предпринимателям приходится прибегать к посредническим услугам, которые стоят недешево. Все это, понятно, отражается на ассортименте и ценах.
Если пройтись по торговым центрам, нельзя не заметить: дефицита зимней одежды нет, но выбор ограничен. Чтобы найти интересные, трендовые модели, модницам надо побегать и раскошелиться. Если вещь не отпугивает ценой, то качество не вдохновляет: синтетика, кривые строчки, тусклые цвета или, напротив, «вырви глаз». У брендов классом повыше, в том числе российских, цены повергают в шок: осеннее пальто — 50 тысяч, искусственная шуба — 60 тысяч, брюки или свитер — 12 тысяч. Покупатели округляют глаза...
На зарубежные поставки приходится половина российского рынка одежды. А топ стран-экспортеров по итогам 2023-го выглядел так: Китай (2,6 млрд долларов), Италия (602 млн), Турция (473 млн), Бангладеш (337 млн). Теперь на ведущие позиции потихоньку выходят Белоруссия и Узбекистан, активно развивающие текстильную промышленность и наращивающие поставки в Россию.
Конечно, наши производители стараются не отставать: производство тех же пальто и курток увеличили на 25%. Но российское зачастую значительно дороже импортного. По оценкам производителей, из-за увеличения издержек стоимость верхней одежды выросла на четверть. У нас производить невыгодно: рабочая сила в стране резко дорожает. Большинство российских брендов заказывают продукцию и материалы за рубежом. А перевозки и логистика растут в цене. Китай, где в основном все и шили, перестал быть дешевым. Поэтому российские бренды начали переносить производство в Киргизию и Узбекистан, где рабочая сила дешевле китайской, а логистика проще. Тем не менее, по оценкам экспертов, «дальнейший рост цен представляется неизбежным».
А что с обувью? Доля импортной продукции на нашем рынке в последние годы оставалась на уровне 70%, но за первое полугодие 2024-го она упала на 12%. А тех же импортных сапог поставили на 42% меньше. И если дефицит одежды частично удается компенсировать за счет собственного производства, то с обувью не получается. Производство отечественной одежды увеличилось за этот период на 26%, а обуви — только на 13%, причем половину объема заняли тапочки! Так что же, прикажете всем переобуться в тапочки, да еще белые? Эксперты успокаивают: объемы зарубежных поставок должны вскоре восстановиться, вот только цены прежними точно не будут.
Тем временем ретейлеры отмечают, что потребители в принципе стали гораздо реже покупать одежду и обувь. Оживление в торговых центрах наблюдается лишь во время распродаж. Торговые сети, теряя покупателей, начали закрывать магазины.
Аналитики красиво называют это «трендом на умную экономию»: по их словам, граждане все чаще покупают одежду по необходимости, а не по спонтанному желанию. Но это не от хорошей жизни. При всеобщем росте цен на все и вся у людей теперь гораздо больше денег уходит на самое необходимое: продукты питания, «коммуналку», лекарства или починку бытовой техники. Одежда и обувь в этом перечне далеко не самое важное. Походим в том, что есть.