Эта история долгое время хранилась под грифом «совершенно секретно»
Милитаризация космоса, объявленная недавно американским президентом («США теперь считают космос отдельным потенциальным театром военных действий»), интенсивные работы по надпланетным проектам означают драматическое втягивание мира в новую масштабную гонку вооружений во внеземном пространстве. Это серьезный вызов для России. Впрочем, такое уже с нами случалось.
— Не лучший сценарий, в том числе и для самих Соединенных Штатов, — говорит один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, экс-министр, Герой Социалистического Труда Борис Бальмонт, принимавший активное участие в противостоянии Советского Союза и Америки в годы холодной войны. — Похоже, уроки истории быстро забываются. Напомню о сокрушительном провале громкого проекта «звездных войн», который обошелся американцам, по оценкам, в 100 млрд долларов и через десяток лет был по-тихому закрыт из-за бесперспективности. И вот через четверть века кто-то хочет вновь наступить на те же грабли...
Вспоминая советский период, Борис Владимирович упомянул о переполохе в Вашингтоне, вызванном лазерным облучением американского космического корабля с астронавтами на борту. Долгое время эти материалы были под грифом «совершенно секретно», но теперь самое время приоткрыть завесу тайны.
... 10 октября 1984 года на военном полигоне для испытаний противоракетного оружия Сары-Шаган в Казахстане, в каменистой пустыне Бетпак-Дала к северо-западу и западу от озера Балхаш, советские боевые расчеты готовились к проведению эксперимента с использованием научно-экспериментальной лазерной боевой установки «Терра-3». Планировалось с ее помощью отследить полет американского космического корабля. В начале 1980-х шаттлы «Колумбия» и «Челленджер» пролетали над территорией СССР, в том числе и в зоне секретного военного полигона Сары-Шаган. Над этим же полигоном проходили и траектории разведывательных спутников США: испытания противоракетного оружия особо интересовали американцев. Министр обороны Дмитрий Устинов предложил командующему войсками противоракетной и противокосмической обороны ПВО Юрию Вотинцеву использовать для обнаружения и сопровождения очередного шаттла не только систему контроля космического пространства, но и лазерный комплекс.
Разумеется, режим обнаружения предусматривал минимальную мощность излучения, не представлявшую опасности для шаттла и его экипажа. Задача — лишь обнаружить корабль и сопровождать, удерживая его в поле зрения. «Челленджер» STS-41G стартовал 5 октября 1984 года с западного побережья США с семью астронавтами на борту: пятеро мужчин и две женщины. Пилотом был Джон Макбрайд. Эксперимент наших военных был запланирован на пятый день полета. В расчетное время «Челленджер» подошел к полигону у озера Балхаш на высоте 365 км. Радиолокационный измерительный комплекс выдал лазерной установке координаты появившегося объекта, после чего был включен лазерный локатор, предназначенный для измерения траектории. Он сопровождал корабль, удерживая его до тех пор, пока «Челленджер» не удалился на 800 км от полигона. Отчет об эксперименте был отправлен в Минобороны.
Но ставить точку в этой истории было рано. Оказывается, даже не очень-то мощный измерительный лазерный луч ощутимо воздействовал на корабль и на экипаж. На «Челленджере» отключилась связь, забарахлила аппаратура, астронавты почувствовали дискомфорт. Об этом наши специалисты никогда бы не узнали, не заяви американцы официальный протест. Как янки сделали вывод об облучении? Да очень просто. Когда в NASA установили, что неприятности произошли при пролете «Челленджера» над полигоном у озера Балхаш, все сомнения у них отпали. Впрочем, документальных доказательств у американцев не имелось. На этом основании, как говорят, советский МИД отклонил протест. После чего и в США решили спустить на тормозах этот неприятный инцидент. И сегодня в интернете можно прочитать про «слухи об облучении шаттла».
— Никакие это не слухи, я хорошо помню ту историю, — усмехается Бальмонт. — Ситуация обсуждалась не только в Минобороны и в МИДе, но и в нашем ведомстве. Тогда пришли к общему мнению: не стоит повторять подобных экспериментов. Для обнаружения и сопровождения шаттлов вполне хватало системы контроля космического пространства. Но тот инцидент интересен как один из примеров работ по созданию противоракетного оружия.
В СССР тогда существовало немало перспективных разработок. Например, на выходе был уникальный космический аппарат тяжелого класса с мощным лазерным вооружением «Скиф». Он предназначался для уничтожения спутников, ракет и боеголовок. Для испытаний 37-метровый макет «Скифа» — 77 тонн! — был в 1987-м отправлен в космос на сверхтяжелой ракете «Энергия», которая являлась гордостью нашей космонавтики. Тот «Скиф» из-за нештатной работы бортовых систем не вышел на запланированную орбиту, однако готовился к запуску уже и реальный аппарат. Но началась перестройка, и программа была закрыта, как и другие перспективные проекты.
Впрочем, школа, мощный задел у России остались. Этот фундамент пригодится, если гонку вооружений в космосе не удастся остановить...