В Тбилиси и Батуми с огромным успехом прошла Неделя российского кино
Эта идея могла показаться безумной. Второй год в отношениях между Россией и Грузией наблюдается очередное, трудно сказать, какое по счету, похолодание. Политики обмениваются колкостями и угрозами. Отменены прямые авиарейсы в Грузию, и теперь наши туристы добираются в Тбилиси через Ереван либо через Владикавказ, а дальше на перекладных. От обмелевшего турпотока грузинская экономика потеряла 400 миллионов долларов. И вот на этом суровом фоне киновед и продюсер Вячеслав Шмыров замышляет Неделю российского кино в Грузии!
У Шмырова это не первый опыт такого рода, он уже 10 лет проводит культурологические акции в этой прекрасной стране. Знает здешний менталитет, знаком с виднейшими деятелями грузинской культуры. Чутье подсказало: когда политики пускают в ход воинственную риторику, самое время наводить мосты с помощью народной дипломатии и языка культуры.
Партнером Недели выступил Тбилисский русский драматический театр имени А. С. Грибоедова, что помимо прочего несет еще и огромный символический смысл. Русских в Грузии после распада СССР осталось немного — 25-30 тысяч человек. При этом на русском по-прежнему свободно говорит примерно треть населения почти четырехмиллионной Грузии. И Русский театр, играющий Гоголя, Чехова, Островского, Шукшина, Вампилова, ежевечерне приобщает грузин к русской культуре, к нашему великому и могучему.
В следующем году театру исполнится 175 лет, у него славная история, связанная с именами Немировича-Данченко, Всеволода Мейерхольда, Георгия Товстоногова, Петра Фоменко, но музейная пыль на его знаменах не осела. Театр часто гастролирует в России и других странах, получает призы на престижных международных фестивалях. О лучшей площадке для проведения Недели российского кино и мечтать нельзя.
Начать Неделю решили с вечера памяти Георгия Данелии и Марлена Хуциева, ушедших в этом году. Оба родились в Тбилиси, оба снимали на «Мосфильме» и стали народными артистами СССР. Оба — гордость и российской, и грузинской культуры. И все же трудно было предположить, что вокруг этой акции возникнет такой ажиотаж: зал грибоедовского театра со всеми его балконами и ярусами оказался заполнен до отказа. Директору театра Николаю Свентицкому с трудом удалось найти место для народного артиста СССР, кинорежиссера Эльдара Шенгелаи, который подтвердил свое участие в вечере лишь накануне события.
Почтить память выдающихся мастеров отечественного кино пришел, кажется, весь цвет грузинской культуры — за исключением, увы, Мимино, сиречь, Вахтанга Кикабидзе, который лечится за границей. Из Москвы прилетела делегация российских кинематографистов, связанных творческими, дружескими узами с Георгием Данелией и Марленом Хуциевым. Актрисы Ольга Машная и Валентина Титова, игравшие в фильмах Данелии, в своих темпераментных монологах обрисовали Георгия Николаевича чутким, деликатным человеком и художником поистине возрожденческого масштаба. Станислав Любшин, снимавшийся и у Данелии, и у Хуциева, поведал публике целую россыпь то забавных, то грустных эпизодов, случившихся при работе над фильмами «Застава Ильича» и «Кин-дза-дза».
...На съемках фильма «Кин-дза-дза» в пустыне, где стояла жара за 50 градусов, у Евгения Леонова украли иностранные часы и... трусы бразильской сборной с номером 20, которые ему привезли в подарок с чемпионата мира по футболу. Вызвали, как водится, милицию. Приехавшие оперативники, видимо, очумевшие от жары, первым делом решили снять отпечатки пальцев у: Георгия Данелии — он почему-то внушил им самые большие подозрения. Впрочем, ни этот казус, ни то, что декорации для фильма вместо туркменского Красноводска по ошибке уехали в сибирский Красноярск, не помешали мастеру снять и это пророческое кино, и ряд других шедевров.
Дмитрий Харатьян заинтриговал публику рассказом о том, что мог сыграть молодого Пушкина в неосуществленном фильме Хуциева. На протяжении года он проходил кинопробы, ездил в Михайловское, штудировал творчество поэта и литературу о нем. В итоге был утвержден худсоветом «Мосфильма» на роль солнца русской поэзии. Но чиновники Госкино возмутились: как, «наше все» будет играть армянский блондин с фамилией Харатьян? Доводы Хуциева, что Пушкин был по происхождению эфиопом, в расчет никто не принял. В итоге Хуциев отказался от съемок...
Два часа длился этот пронзительный вечер, где воспоминания актеров перемежались фрагментами из замечательных лент, а песни из их фильмов, когда-то слетевшие с экрана в жизнь и навсегда оставшиеся в сердцах зрителей, свежо, по-новому перепели молодые грузинские артисты, специально подготовившие репертуар. Вдова Георгия Данелии Галина Ивановна так расчувствовалась от увиденного и услышанного, что не смогла выступить с воспоминаниями: слезы капали. Не только у нее, но и у всего зала.
Молва об этом вечере разлетелась по всему Тбилиси. Назавтра публика пошла на российские фильмы, которые показывали в том же Грибо-едовском театре. Грузинские зрители в охотку посмотрели ленты «Одесса» Валерия Тодоровского, «Довлатов» Алексея Германа — младшего, «Ван Гоги» Сергея Ливнева, «Лето» Кирилла Серебренникова, «Как новый» Евгений Шелякина, анимационный шедевр «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелии и Татьяны Ильиной. Залы были полны и на просмотрах старых, но не стареющих картин — «Тридцать три» Георгия Данелии и «Июльский дождь» Марлена Хуциева. Часть программы была позже повторена в Батуми.
P.S. И на кинопоказах, и в ходе многочисленных экскурсий, которые организовали для российских кинематографистов грузинские коллеги, мы ни разу не почувствовали даже тени недоброжелательности. Нас закармливали, заваливали подарками, отказывались брать деньги в магазинах и на рынках. Россию и русских в Грузии по-прежнему любят. И никакое политиканство, похоже, не может поколебать сложившуюся веками дружбу наших народов. Это главный итог Недели российского кино, триумфально завершившейся в Грузии.