Главная Культура 11:31 29 Ноября 2015 1695
Страсти бумажной тигрицы

«Лулу» в Метрополитен-опере: от Мейерхольда до китайских оборотней

Сергей Бирюков

Театр Метрополитен-опера показал одну из самых загадочных опер мирового репертуара – «Лулу» Альбана Берга. Произведение о коварной силе соблазна, губящей всякого, кто неосторожно ему поддался, стало доступно нашей публике благодаря прямой трансляции в кинотеатры российских городов, организованной артобъединением CoolConnections. Погружение в темную стихию страсти оказалось тем более впечатляющим, что мы стали зрителями незаурядной постановки, осуществленной современным последователем Мейерхольда – знаменитым южноафриканским режиссером Уильямом Кентриджем во главе команды феноменальных музыкантов-исполнителей.

«Лулу» – произведение о злом роке, воплощенном в таинственной женщине-соблазнительнице, увлекаясь которой, люди (не только мужчины, но и женщины тоже) лишаются всего – состояния, воли и в конце концов жизни. И, как бывает в таких случаях, над самим произведением тоже тяготел рок: ранняя смерть помешала Альбану Бергу закончить партитуру (осталось недописанным финальное третье действие). Да и то, что осталось, оперные театры не спешили поставить из-за ореола «безнравственности» вокруг пьес немецкого драматурга Франка Ведекинда, две из которых – «Земной дух» и «Ящик Пандоры» – привлекли внимание знаменитого композитора-экспрессиониста. Только в 1979 году, через 44 года после смерти Берга, усилиями другого выдающегося композитора и дирижера эпохи Пьера Булеза, появилось первое полное сценическое воплощение партитуры. А в России это случилось еще позже, в 2000-е – в Геликон-опере Дмитрия Бертмана.

Американской публике в этом отношении повезло больше. Нынешняя постановка, при том что далеко не первая в этой стране, – поистине выдающаяся.

Прежде всего потому, что за нее взялся Уильям Кентридж – художник, аниматор и режиссер, которому искусство поры экспрессионизма особенно близко. В том числе близки ему идеи великого реформатора театра Всеволода Мейерхольда, что можно было наблюдать и во время прошлогодней трансляции «Носа» Шостаковича, явно перекликающейся с конструктивистскими находками 1920-х годов. Тогда даже казалось, будто это поставил сам Мейерхольд – каким бы он был сегодня, в век мультимедиа, добавивший к традиционным театральным средствам анимацию и видеопроекцию. Очень близка к «Носу» по постановочному стилю и «Лулу», но здесь – свои обертона.

В соответствии с лихорадочным колоритом действия, где один любовник Лулу сменяет другого, да и сама героиня постоянно меняет личины и даже само имя, на сцену проецируются мелькающие рисованные лица, те болезненные образы, которые на секунду вспыхивают в подсознании человека, одержимого страстью, и, возможно, до самого сознания даже не доходят, а Кентридж их ловит... Это чередуется с мельтешением газетных листов, строчек из либретто – тех, что особенно зацепили постановщика. Причем проецируются они именно на всю сцену, а не на задник, поэтому понять, где здесь реальная декорация, а где фантом, зачастую невозможно – в этом призрачном мире все фантом. Тему оборотничества подчеркивают бумажные аппликации, превращающие героев в карикатуры на людей с шаржированными половыми признаками, и это уже позволяет говорить об ассоциациях с китайским или японским театром.

Не все детали режиссерского решения расшифровываются легко. Например, для автора этой заметки не вполне понятно введение двух пантомимических фигур – мужчины и женщины. Он является в пародийно-строгом облике кабарешного конферансье, она – вроде бы пианистка за роялем, хотя не издает на нем ни звука, только перебирает огромные нотные листы, больше похожие опять-таки на газеты: намек на то, что мир этой оперы – скандальные ревю, биржевые безумства, кровавый криминал?.. Ну и дама за роялем – это так эротично, примерно как женщина за рулем дорогой машины. Она – это явное отражение Лулу, он – по-видимому, всего калейдоскопа мужских персонажей. Но нужна ли такая дополнительная иллюстрация происходящего – при и без того огромной насыщенности визуального ряда?

А вот что достойно самой высокой оценки – работа поющей актерской команды и оркестра под управлением Лотара Кенигса. Все это по преимуществу немцы, для которых сложнейший интонационный мир Берга – родная стихия. Блестящее мастерство демонстрируют и Йохан Ройтер (покровитель Лулу доктор Шён, затем являющийся в облике ее убийцы Джека Потрошителя), и Франц Грюндхебер (интриган Шигольх), и все остальные участники ансамбля. Но бесспорный центр его – Марлис Петерсен, исполнительница роли секс-тигрицы Лулу. У нее не только уникальное сопрано, которому подвластны и моцартовские колоратуры, и громогласные вагнеровско-штраусовские партии. Актриса неотразимо пластична – до степени акробатики, а ее лицо, чем-то напоминающее древнеегипетские изображения, притягивает недоброй магией. К слову, Петерсен – участница уже пяти постановок «Лулу», но эта, говорит она в кратком интервью между действиями, скорее всего станет последней: слишком огромны траты сил, которых она требует.

Дирижеру Лотару Кенигсу удалось сплести многослойную оркестровую ткань и сложнейшие ансамбли в тугой полифонический «пучок», а главное – за резкими диссонансами не потерять громадную лирическую выразительность и, как ни удивительно это для кого-то прозвучит, огромный мелодический потенциал, растворенный в полифоническом море берговской партитуры. Эта красота и лиризм, собственно, и есть главное оправдание «Лулу», «безнравственной оперы», к которой тем не менее стремятся, хотя далеко не все могут овладеть, оперные театры мира.

Тем, кто не успел на трансляцию, подскажем: запись ее продемонстрируют в кинотеатрах 27 декабря.

А следующая прямая трансляция – 12 декабря. Это «Волшебная флейта» Моцарта под управлением легендарного лидера Метрополитен-оперы Джеймса Ливайна в режиссуре Джули Теймор и сценографии русского американца Георгия Цыпина. Памину споет китайская певица Ин Хуан, Царицу ночи – Эрика Миклоша, принца Тамино – Мэтью Поленцани, птицелова Папагено – Натан Ганн, Зарастро – знаменитый бас Рене Папе.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9476
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7175
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?