Около 90% детей, рожденных и оставленных ВИЧ-инфицированными матерями в Москве, находят новые семьи. При этом они получают от города лечение и помощь психологов.
Об этом сообщил на ассамблее «Здоровье столицы» руководитель Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Алексей Мазус. Мы решили выяснить, как удается находить новых родителей детям-отказникам со страшным диагнозом, и для этого отправились в Центр содействия семейного воспитания «Соколенок».
Двухэтажное здание в парке «Сокольники» напоминает детский сад и загородный пансионат. Ухоженная территория, вокруг — лес, тишина. Сюда привозят малышей-сирот со всей Москвы, детей ВИЧ-инфицированных родителей. От кого-то отказались в роддоме, других оставили временно. По закону мать может забрать ребенка назад в течение полугода. Но таких случаев немного.
«Как правило, к нам попадают дети, от которых матери осознанно отказались и их дальнейшей судьбой не интересуются, — рассказывает директор Центра Виктор КЕЙДИЧ. — Да и нормальных условий новорожденным они зачастую предложить не могут и понимают это. Но мы всегда сохраняем надежду, что ребенок может вернуться в семью. Поэтому как минимум шесть месяцев он должен побыть у нас, хотя желающих усыновить или взять под опеку немало. Но мы даже фотографию не имеем права показать, если малыш отдан временно. Выйдет срок — пожалуйста».
Сегодня в «Соколенке» живут 25 детей-отказников в возрасте от 2 месяцев до 4 лет. Формально центр может содержать их до совершеннолетия. Но семьи ребята обретают гораздо раньше — часто их забирают еще до года. Диагноз и наследственность приемышей потенциальных родителей не смущают, тем более что большинство малышей в отличие от их родных мам не имеют в крови опасной инфекции. Оказывается, при условии правильной профилактики риск передачи вируса от матери ребенку составляет менее 1%. Нередко без серьезных последствий проходит и бесконтрольная беременность. Но в любом случае таким детям необходимы особое внимание и регулярное наблюдение врачей.
«Мы не делим ребят на ВИЧ-инфицированных и незараженных — для всех созданы одинаковые условия, — продолжает Виктор Кейдич. — Дети вместе играют, кушают, занимаются — все как в обычном доме ребенка. Одно исключение: ежедневно ребята принимают лечебный сироп, который позволяет снижать уровень опасных антител в крови. И как минимум раз в три месяца они должны сдавать анализы и проходить медосмотр. Сделать это можно детской поликлинике МГЦ СПИД — она находится недалеко от нашего центра. У нас удобное расположение, здесь все условия для детей с ВИЧ. Поэтому их часто определяют к нам, хотя по закону могут отдать в любой детдом».
За ребятами в «Соколенке» следят медсестры, нянечки, психологи. Многие работают здесь с момента основания дома ребенка для ВИЧ-инфицированных в 2000 году. Коллектив давно сформировался, и текучки, по словам директора, сегодня нет.
«Мы привыкли работать с детьми, для нас они все родные, всех жалко и хочется о них заботиться», — объясняет мотивацию персонала младшая медсестра Татьяна КОМБАРОВА. Заразиться от подопечных сотрудники не боятся. Все понимают: в бытовых условиях это практически невозможно.
Объясняют это и желающим взять ребенка в семью. Для них в центре открыта «Школа приемных родителей». Обучение длится полтора месяца. Психологи рассказывают, как обращаться с детьми и насколько важно поддерживать терапию. За это время потенциальные родители и опекуны могут окончательно определиться, брать ребенка или нет. Отказываются единицы.
В каждом случае психологи центра составляют индивидуальную программу сопровождения. Работают с «Соколенком» и волонтеры.
Всего за 15 лет через «Соколенок» (в недавнем прошлом — дом ребенка № 7) прошло более 500 детей. Из них 400 нашли семьи.