Естественный отбор в системе госзакупок

На конференции в столичном правительстве обсудили готовность Москвы к контрактной системе закупок

Вопрос о том, готова ли Москва к переходу на контрактную систему госзакупок, обсуждался в рамках пресс-конференции, которая прошла в столичном правительстве 27 ноября. Представители департамента по конкурентной политике рассказали о нововведениях, повышающих прозрачность закупочной деятельности.

С 1 января 2014 года в силу вступает Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд». По словам Василия Жукова, заместителя департамента города Москвы по конкурентной политике, на данный момент проработано и реализовывается 29 проектов этого нового закона. Некоторые положения уже внедрены и действуют на территории столицы. Сейчас в городе введены системы среднесрочного (3 года) и краткосрочного (1 год) планирования.

Так, в систему госзакупок введены три новые процедуры: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Кроме того, исполнители и заказчики получат возможность расторжения в одностороннем порядке контрактов с недобросовестными исполнителями, которых будут вносить в особый реестр. «Он уже начал свою работу, но пока в него вносятся только юридические лица, что позволяет мошенникам создавать новые фирмы и продолжать свою деятельность. Теперь в реестр будут вноситься лично генеральные директора и учредители недобросовестных фирм», — заявил Василий Жуков.

Перед проведением крупных закупок информация о них публикуется на сайтах www.zakupki.gov.ru (закупки стоимостью свыше 1 млрд рублей) и www.zakupki.mos.ru (от 500 млн до 1 млрд рублей). Каждый желающий, посетив этот сайт, может принять участие в общественном обсуждении целесообразности заказа, обоснованности цен и соответствии документации требованиям законодательства. Если заказчик не сможет ответить на поступившие вопросы или не согласен с замечаниями, то будет проведено очное обсуждение. Оно будет определять дальнейшую судьбу заказа — его повторное размещение, отмену или внесение изменений.

Для удобства и устранения возможных коррупционных схем при закупках «малого объема», которые проводятся без торгов, создан электронный магазин «Портал поставщиков» (market.zakupki.mos.ru). Сейчас на портале зарегистрировано уже больше 10 тысяч поставщиков. Система должна повысить уровень конкуренции и позволить заключать и закрывать договоры в электронном виде.

Изменения коснутся и системы предоставления обеспечения по контракту. Ранее перед получением заказа исполнитель должен был предоставить либо сведения о том, что располагает необходимой суммой, либо гарантии банка. Случаи подделки последних встречались настолько часто, что было решено создать специальный реестр, в который банки будут обязаны вносить сведения о выданных ими гарантиях.

Василий Жуков назвал и минусы перехода к контрактной системе закупок. Наиболее значимые из них, во-первых, переведение «рекомендуемых» 15-процентных преференций для организаций людей с ограниченными возможностями в разряд обязательных. Это может привести к появлению компаний-исполнителей, которые будут регистрироваться как организации инвалидов для иных целей.

Во-вторых, закон об обязательном проведении торгов коснется и аренды. По словам Василия Жукова, это может повлечь за собой неудобства для жителей Новой Москвы. Так как собственности города на присоединенных территориях нет, административные учреждения располагаются в арендованных помещениях. Ежегодное проведение торгов может привести к тому, что, например, районной управе придется переезжать из одного здания в другое, что приведет к путанице.

Несколько бессмысленным кажется заместителю руководителя департамента по конкурентной политике и проведение торгов в отраслях, в которых исполнитель или поставщик изначально один. Например, торги на поставку вагонов для поездов метро. Известно, что их производством занимается единственное предприятие, но торги, вероятно, все равно будут проводиться.

Полностью контрактная система должна быть поэтапно введена к 2016 году. К этому сроку все недостатки законодательства, касающегося конкурентной политики, могут быть устранены.