Скромный барон и нескромные наследники

  Любопытный факт: еще в Древней Греции существовала практика премирования олимпийских чемпионов – они получали по 500 драхм.

Однако возродивший Игры барон Пьер де Кубертен об этом не вспомнил. Легендарный француз в духе идеалистов XIX века считал спорт источником физического и нравственного самосовершенствования. Отсюда его лозунг: «Главное не победа, а участие».

При этом барон прозорливо опасался за свое детище: «В недалеком будущем нас ждет появление отвратительного клана профессионалов, которые извратят саму идею спортивных состязаний, монополизируют их и превратят в своего рода театр марионеток».

«Недалекое» будущее наступило почти век спустя. В 1988 году сдался Международный олимпийский комитет, разрешив профессионалам участвовать в Играх. Закономерным образом возник вопрос о финансовом вознаграждении победителей. Впрочем, в ряде стран власти и раньше поощряли лучших олимпиоников. Скажем, в СССР медалисты получали квартиры, машины вне очереди, путевки в санатории.

Однако, по современным меркам, те премии были символическими. К мировым стандартам их подвели перед Атлантой-1996: 50 тысяч долларов за «золото», 30 тысяч за «серебро» и 20 тысяч за «бронзу». Премии олимпийского чемпиона как раз хватало на покупку «однушки» в столице. Удвоение цифр состоялось перед Играми-2008 в Пекине: 100, 60 и 40 тысяч евро соответственно. В нынешнем распоряжении правительства фигурируют фактически те же суммы в рублевом эквиваленте. Но спортсмены не жалуются: после Лондона-2012 им также выдали по 50–100 тысяч евро «в конверте» и по престижному автомобилю Audi.

Для сравнения: на Западе олимпийцы получают куда меньшие суммы. В США золотая медаль оценивается в 25 тысяч долларов, в Канаде и Австралии – 20 тысяч, в Германии – 15 тысяч евро. Британцев в канун домашних Игр в Лондоне вообще решили не премировать. А за успехи в Сочи-2014 ни кроны не получат спортсмены из Норвегии и Швеции. «Мы не предоставляем премий, потому что живем в непростых условиях. Средства, которые нам получается добыть, выделяются на подготовку молодых спортсменов, которые могут развивать свой талант», – сообщил глава Олимпийского комитета Швеции Штефан Линдеберг.

Есть, впрочем, и обратные примеры: щедрее всех на призовые Сингапур (500 тысяч), Армения (700 тысяч), Грузия (750 тысяч). Впрочем, их представители почти никогда не добираются до пьедестала почета, что позволяет широким жестам властей оставаться на бумаге.

У нас же призовые от правительства – это, как говорилось в известной комедии, только аванс. Не меньшие, если не большие средства выделяют регионы. Так, ханты-мансийским спортсменам за «золото» Сочи-2014 уже пообещали 7 млн рублей. А представителям Челябинской области за победу в Лондоне-2012 сулили миллион долларов! По подсчетам специалистов, среднестатистический чемпион в общей сложности зарабатывает на своем успехе порядка 10 млн рублей. Рекордсменом считается борец Ислам-бек Альбиев: «золото» Пекина-2008 принесло ему 36,2 млн.

А ведь на эти деньги можно было бы возвести полтора ФОКа – при средней стоимости строительства в 20–25 млн. Или обеспечить нескольким тысячам ребят годовое обучение в спортивной секции – при средней цене месячного абонемента в 500 рублей. Или же в течение года платить 100 детским тренерам недосягаемую пока для многих зарплату в 30 тысяч рублей. Потраченные таким образом средства окупятся куда эффективнее: глядишь, через десяток лет юные таланты пополнят ряды олимпийской сборной и отблагодарят страну победами. Не говоря уже о том, что, встав на этот путь, мы хотя бы немного приблизимся к идеалам Кубертена.

Голоса

Виктор Кровопусков, четырехкратный олимпийский чемпион по фехтованию

– Судя по скромному количеству завоеванных в Ванкувере медалей, российский бюджет не сильно обеднел после награждения призеров. А вообще если у государства есть средства, чтобы наградить героев спорта, то я не вижу причины отказываться. В мое время так щедро не премировали, но никакой зависти к новым чемпионам я не чувствую. А что значительно скромнее награждают американцев или скандинавов – это, как говорится, их проблемы.

Галина Горохова, глава Союза спортсменов

– В советское время чемпионам платили копейки и при этом стыдили: «А вы посмотрите, как живут шахтеры и строители!» В результате многие великие спортсмены, подорвав свое здоровье, на старости лет оставались без крыши над головой и даже голодали. И я не уверена, что лучше эти громадные деньги отдать на детские спортшколы. Сейчас спортшкол по всей стране немало построено. Пусть юные спортсмены и их тренеры, которые еще никаких успехов не добились, какое-то время поработают не только за деньги, но и за идею.

Александр Грушин, самый успешный российский тренер по лыжным гонкам

– У меня двоякое отношение к подобным решениям. С одной стороны, талант и труд чемпионов и тренеров достойно оценены, спортивный век короток и надо обеспечить семью. С другой стороны, учитывая состояние нашего массового и детского спорта, нельзя не видеть явный перекос. В народе вызывают раздражение громадные контракты футболистов. Не хотелось бы, чтобы подобные настроения возникали по поводу премиальных у олимпийских чемпионов. Мне кажется, можно бы сделать систему поощрения более гибкой. В Норвегии и США чемпионы получают хорошие преференции на будущее – в виде различных грантов, рекламных контрактов и подобных благ.