В столице прошел VI Международный кинофестиваль «Кино без барьеров»
Организовали фестиваль московское правительство и городской департамент социальной защиты населения, а жюри возглавил народный артист, заслуженный деятель искусств России, знаменитый режиссер Владимир Меньшов. За четыре дня в самых престижных центральных кинотеатрах — «Художественном» и «Октябре» — показали шесть десятков лент, представленных авторами из 25 стран. Самые талантливые фильмы и их создатели были отмечены призами в 14 номинациях.
Двукратный чемпион мира, заслуженный мастер спорта Сергей Баринов не поехал в Лондон. Соревнования в категории «С» (нарушения двигательной функции рук и ног), в которой он выступает, пока не включены в программу паралимпийского фехтовального турнира на инвалидных колясках. Поэтому автор ленты «Рыцари счастливого образа» из документального цикла «Восхождение», глава региональной общественной организации инвалидов «Стратегия» Владимир Крупенников, снимал Сергея и его товарищей по российской сборной в более или менее спокойных условиях.
Вот Баринов просыпается в обычной измайловской квартире, завтракает, спускается в лифте и потом на допотопном подъемнике — к машине. Заводит двигатель, сам упаковывает свою коляску на заднее сиденье и полтора часа пилит по московским пробкам в тренировочный зал ЦСКА на Ленинградке. Возвращается с тренировки, обедает, занимается теорией. Потом едет в бассейн. «Во всем вижу позитив! — широко улыбается Серега в объектив. — Отличные спарринг-партнеры, хорошая погода, приятный дождичек. Тебя укололи, ты уколол — замечательно, день прожит не зря».
На эти слова накладывается другая картинка: финал мирового первенства. За маской — сосредоточенное лицо Сергея. Выпад, защита, синхронные уколы шпагами: На табло — 15:14, оба соперника одновременно издают торжествующие крики. Кто победил? Придется подождать до конца фильма.
А пока в кадре свадьба. Да, они еще и жениться успевают. Сборница Ксения Овсянникова в белом платье — на руках избранника, обычного паренька без медалей и громких титулов, под радугой в ясном небе. «Осторожней, не урони чемпионку!» — зычно кричит президент всероссийской федерации...
— Парадокс: мы, лучшие спортсмены страны, вынуждены обходить закон, — разводит руками в фойе после пресс-показа Баринов. — В медицинском заключении у нас нерабочая группа инвалидности, но без трудоустройства невозможно получить спортивную стипендию. Все равно нас, фактически с нарушениями, трудоустраивают — кого в Министерстве спорта, кого в московской федерации. Начинающий профессионал-колясочник получает скромные деньги — около 7 тысяч рублей в месяц. В зависимости от званий, регалий и достижений на дорожке формируются надбавки к этой ставке, и у самых именитых они могут достигать 70 тысяч.
Только что звучал гимн России. Там, в зале, с экрана. Это он, Серега, на долю секунды тогда все-таки опередил оппонента...
Фильм «Рыцари счастливого образа» победил в категории фильмов на спортивную тему. Еще один рыцарь — обладатель детского ордена Буратино, доктор психологических наук Александр Суворов из московского района Ховрино — остался на этот раз без награды.
Законов политеса никто не отменял: два приза отдавать в одни руки нетактично. Хотя по ходу демонстрации картины «Дом, где согреваются сердца» из того же цикла «Восхождение» у многих в зале блестели глаза.
Фильм не только о первом на Земле слепоглухом докторе психологии. В первую очередь он о знаменитом Сергиевопосадском детском доме, который вот уже полвека помогает лишенным слуха и зрения ребятам осознать себя в мире, получить основные навыки, пойти в школу и окончить ее, подготовиться к взрослой жизни, наконец. Суворов — пожалуй, самый титулованный его воспитанник. Помимо него в конкурсном фильме еще два героя: школьница Кристина Воронина, подобранная в буквальном смысле на свалке (где родная мать кормила ее отбросами), и настоятель детдомовского храма Явления Божией Матери преподобному Сергию иеромонах Мелитон (Присада).
В постоянных перебивках трех жизненных линий перед зрителями встает панорама уникального учреждения — целого мира со своими новосельями, встречами и расставаниями, обидами и перемириями, радостями и трагедиями. Авторы выбрали не очень характерный для документального кино
Вообще-то изначально на фестиваль авторы прислали полторы сотни работ, так что участники конкурсного показа — уже победители. Разумеется, обо всех рассказать газетный формат не позволяет. Общий же уровень конкурсантов красноречиво иллюстрирует такой вот факт: фильм «1+1», который французы отправили на предстоящий «Оскар», жюри «Кино без барьеров» проигнорировало.
Не считая россиян, больше всего наград — три — взяли американцы. Главный же приз уехал в Азию. «Планета Улитки» корейцев Сунь Юн Йи и И Чжуна по тематике близка «Дому...». Только тут в центре повествования — индивидуальная драма слепоглухого с рождения человека (это и понятно: за рубежом аналогов нашему дому в Сергиевом Посаде, как ни странно, нет). Исполнивший роль самого себя актер с синдромом Дауна Брено Виола, принимая Гран-при, трогательно расплакался.
— За три дня я посмотрел 60 фильмов, — поделился с корреспондентом «Труда» после торжественной церемонии закрытия Владимир Меньшов. — В каждом из них — человек со своим характером, своей судьбой, своим горем и опытом его преодоления. Через эти фильмы я понял, что Бог очень изобретателен в выборе испытаний для человека. Тем прекраснее наблюдать, как люди принимают вызов и находят в себе силы соответствовать ему. Это урок для всех нас: нельзя горевать и сетовать на плохое жизнеустройство.
Гран-при
«Планета Улитки», Cунь Юн Йи, Корея, Япония
Лучший фильм, ломающий стереотипы
«Остин освобожденный», Элиза Гринвуд, США
«Один вопрос», Антони Ди Сальво, США
Лучший фильм о любви
«Когда загорается луч света», Шахрияр Пурсейедян, Иран
Лучший фильм о детях
«Йолк», Стивен Лэнс, Австралия
Лучший фильм, снятый детьми
«Чужой лед», Екатерина Березкина, Россия
«Однажды во дворе», школа-интернат № 1 для неслышащих детей Санкт-Петербурга, Россия
Лучший фильм для детей
«Деревенские крокодилы», Кристиан Диттер, Германия
«Звук моей ноги», Мехрдад Кошбахт, Иран
Лучший короткометражный документальный фильм
«Ваш выход», Борис Кольнер, Россия
«Быть или не быть?», Владимир Людомир, Россия
Лучший полнометражный документальный фильм
«Панк-синдром», Юкка Каркайнен, Финляндия
«Я говорю, я живу», Анжа Хидинда, Нидерланды
Лучший полнометражный игровой фильм
«Друзья», Марсело Гальвайо, Бразилия
Лучший короткометражный игровой фильм
«Цирк бабочек», Джошуа Вайгель, США
Лучший социальный ролик
«Вместе в школу», Сауле Уразбаева, Казахстан
Лучший фильм о спорте
«Святилище грез», Сергей Волков, Украина
«Рыцари счастливого образа», Владимир Крупенников, Россия
Лучший женский образ
«Золушка с левой ноги», Бенжамин Лехрер, Франция
Лучший мужской образ
«Выжившие», Мария Джанули, Греция
Приз зрительских симпатий
«Глухой грабитель», Уильям Маджер, Великобритания