Особенности ирландского шовинизма

Мартин Макдонах спродюсировал фильм своего талантливого брата

На экраны выходит абсурдистская комедия «Однажды в Ирландии». Некоторые диалоги напомнили кинообозревателю «Труда» о пьесах ирландца Сэмюэла Беккета.

Джон Майкл Макдонах — брат знаменитого ирландского драматурга и режиссера Мартина Макдонаха, поставившего «Залечь на дно в Брюгге». Макдонах-старший стал продюсером полнометражного дебюта Джона Майк-ла и не прогадал: комедия «Однажды в Ирландии» стала самым кассовым ирландским фильмом за все время существования кинематографа в этой прекрасной стране.

Отчасти этому поспособствовало то, что главный герой, полицейский Джерри Бойл (Брендан Глисон, снимавшийся и в «Залечь на дно в Брюгге»), относится к популярному типажу «человек неприятный, но профессионал редкий». Однако главная притягательность Бойла, конечно, в национальных особенностях его характера. Выслушивая сообщение темнокожего агента ФБР о наркодилерах — уроженцах Дублина, он простодушно отвечает: «А я думал, что только черные наркоту перевозят!» — и в ответ на изумленный взгляд добавит, что он ирландец и расизм является частью его культуры. ФБРовцу (Дон Чидл), прежде чем подружиться с Бойлом, придется еще объяснить ему, что не все темнокожие вырастают в трущобах, а некоторые из них даже умеют кататься на лыжах. Еще окажется, что Бойл пробовал крэк и не собирается этого скрывать. И к тому же у него сложные отношения с русской литературой — никак не удается осилить ни один роман, и более начитанная старушка-мать перед смертью оставит ему сообщение на форзаце «Обломова»: «Говорят, он умирает в конце».

Но сержант полиции все равно оказывается намного обаятельнее, чем несколько опереточные макдонаховские наркодилеры, в свободное от возни с огромной партией кокаина время наперебой цитирующие Ницше, Шопенгауэра и Бертрана Рассела и не упускающие возможности порассуждать, есть ли у рыб душа. Бойлу, возможно, и смысла не имеет дочитывать какие бы то ни было романы до конца, поскольку его собственная жизнь — сплошной театр абсурда, почти как у Сэмюэла Беккета. Сочиненные Джоном Майклом Макдонахом диалоги и монологи удивительно смешны — например, размышления ирландского оборотня в погонах о том, связаны ли как-то слова «ликвидировать» и «liquid» (жидкость), которые завершаются мечтательным: «Как было бы хорошо превратить кого-нибудь в жидкость — и выпить!» Да и само психологическое погружение в бездны ирландской души тоже лучше всего описывается с помощью беседы отрицательных героев: «Ты психопат!» — «Я психолог, а не психопат!» — «А в чем разница?» — «Долго объяснять».