Долгая дорога евро

Общий долг государств зоны ЕС составляет уже 89% ВВП при максимально допустимых по Маастрихтским соглашениям 60% ВВП

Причем этот предел превышают уже не только такие страны, как Греция и Португалия, но и страны с крупнейшими экономиками: Германия, Франция, Испания.

В то же время ведущие европейские экономисты не прекращают заявлять, что гибель евро уже близка. Последнее такое заявление прозвучало от французского экономиста, экс-главы Европейского банка реконструкции и развития Жака Аттали.

«Вопрос теперь в том, будет ли евро по-прежнему существовать после Рождества. Остается лишь один шанс из двух, что единая валюта сохранится к этому времени или что она по меньшей мере не будет в процессе разрушения», — цитирует его слова РИА «Новости».

Он также предположил, что спасти на этом этапе валюту евро могут только экстренные меры на уровне Евросоюза. Например, разрешить Европейскому центральному банку скупить гособлигации стран ЕС, переживающих кризис, ввести наднациональный контроль за их бюджетами (таким образом эти страны будут частично лишены финансового суверенитета) и внести ряд изменений в законодательство Евросоюза.

«Таковы эти три ступени. Первую можно возвести за пять минут, вторую — за неделю, третью — через шесть месяцев. Но начинать возводить все три надо одновременно. В противном случае мы придем к катастрофе», — пояснил Жак Аттали.

По мнению экспертов, россиянам бояться таких прогнозов европейских чиновников не стоит. Как считает аналитик ИК «РИК-Финанс» Михаил Федоров, все слухи и расчеты относительно распада зоны евро надо считать «допущениями по всем сценариям», даже самым пессимистичным, потому что некоторые из них предусматривают распад ЕС. Причина в том, что у Европы в борьбе с кризисом нет никакой логической последовательности и многое зависит от решений властей стран ЕС.

«Евро прямо зависим от политических решений. Но важно одно: еврозона не может существовать в ее нынешнем виде, и именно на этом основаны расчеты и домыслы экономистов на Западе. То есть еврозона не может существовать в ситуации, когда ЦБ один на всех, а министерства финансов у всех разные, когда отсутствуют институты исполнительной власти с достаточным объемом полномочий для того, чтобы регулировать балансы стран-участниц и воздействовать на страны, нарушающие общие договоренности», — пояснил Михаил Федоров корреспонденту «Труда».