КАК БУДЕМ ОБУСТРАИВАТЬ "РОССИЮ"?

Высший арбитражный суд (ВАС) признал недействительным решение конкурсной комиссии по выбору девелопера-инвестора для проведения работ по реконструкции гостиницы "Россия", удовлетворив тем самым заявление одного из участников конкурса - ЗАО "Монаб".

Конкурс состоялся в ноябре 2004 года. Победителем стала компания "СТ Девелопмент", предложившая наиболее проработанный проект стоимостью 840 млн. долларов. Проекты других участников: ЗАО "Монаб" (1,45 млрд. долларов) и Bauholding Strabag (1,8 млрд. долларов) были отклонены конкурсной комиссией.
Решение высшей арбитражной инстанции повергло инвесторов и экспертов в полнейшее недоумение. По сей день ситуация не прояснилась. Наоборот, туман вокруг дальнейшей судьбы проекта реконструкции продолжает сгущаться.
Главный довод ВАС - вопрос относительно правомочности проведения конкурса московским правительством. При этом не принимаются во внимание важнейшие градостроительные особенности проекта. Высший арбитражный суд установил необходимость проведения городскими властями земельных торгов по участку, находящемуся под сносимой гостиницей. Такое решение представляется не соответствующим сути и специфике реконструкции столь сложного объекта, а с ним и реконструкции других современных градостроительных проектов, реализуемых в местах особой культурно-исторической значимости.
Именно из стремления не допустить продажу участка, а строго говоря, исторического района Москвы - Зарядья, московские власти вынуждены были исключить сам факт каких-либо земельных торгов, отдав предпочтение архитектурно-инвестиционному конкурсу. Являясь собственником гостиницы, правительство Москвы провело открытый конкурс, чтобы найти инвестора, проект которого в наибольшей степени отвечал бы интересам города как по архитектурным, так и по финансово-экономическим параметрам.
На этом фоне неубедительными выглядят выводы, указывающие на необходимость проведения (сразу после сноса гостиницы) аукциона по реализации теперь уже свободного участка. Получается, что инвестор, потративший собственные деньги на юридическую и физическую "расчистку" участка, должен удовлетвориться горячим "спасибо" и вновь пытать счастья на аукционе под застройку.
Возможно, все эти очевидные вещи не замечаются из-за несовершенства земельного законодательства. Тем не менее одолевают печальные мысли. Не остается сомнений в том, что ситуация, сложившаяся вокруг реконструкции гостиницы, заставит теперь российских и иностранных инвесторов крепко задуматься относительно самой возможности успешной реализации в нашей стране крупных проектов. Ведь одно из основных требований, предъявляемых инвестором при заключении контракта, - незыблемость условий договора. Когда же эти условия начинают меняться, что называется, "по ходу", инвестор неизбежно понимает, что в любой момент его могут просто кинуть, да еще и в полном соответствии с законом.
Случай с гостиницей "Россия" наносит серьезный урон не только инвестиционному имиджу нашей страны. По предварительным подсчетам экспертов, при наиболее благоприятном исходе дела стоимость проекта после отмены результатов конкурса 2004 года возрастет на 20-30 процентов (на 168-252 млн. долларов). В такие дополнительные расходы обойдется городу, да и всей стране формальная принципиальность.
Возникнут проблемы и в случае, если затянувшееся судебное разбирательство приведет к срыву контракта с привлеченным к проекту архитектором мирового масштаба Норманном Фостером. Уход Фостера повлечет за собой не только финансовые потери в виде причитающейся ему неустойки, но и охладит интерес к нашей стране со стороны прочих ведущих архитекторов современности. Это будет ощутимой потерей.
Что же касается ближайших перспектив, то предсказать дальнейшую судьбу проекта реконструкции "России" на сегодняшний день не представляется возможным. Инвесторам остается надеяться исключительно на здравомыслие судей и чиновников. Что же получат от всего этого москвичи и вообще россияне, сказать сложно. Определенно можно утверждать лишь одно: историческое Зарядье, воссозданное на месте объекта советской гостиничной архитектуры, они теперь увидят не скоро.