ДЫРЯВАЯ ТРУБА

Жилищно-коммунальное хозяйство для большинства россиян ассоциируется с текущими трубами, холодными батареями, высокими ценами на услуги, которые с нового года станут еще выше.

А ведь в мире существует немало технологий, использование которых позволяет не только забыть о традиционных неудобствах, но и снизить коммунальные платежи. На IV Российской выставке "Трубопроводные системы-2005" в Москве, где представили новейшие разработки более 200 компаний, немало внимания уделялось и этому вопросу.
Качественное жизнеобеспечение городов и сел во многом зависит от состояния труб, по которым газ, вода и тепло поступают в дома. Трубы эти зачастую дырявые, изъедены ржавчиной. Неудивительно, что 90 процентов добытых энергоресурсов не доходит до конечных потребителей.
Механическая замена одной плохой трубы на другую ничего не дает. Это подтвердила председатель Орловского домоуправления N 6 Людмила Громовая. Она рассказала, как ее организация подготовилась к нынешней зиме: "Трубы для ремонта нам выделили негодные, их бы выбросить, а мы ими все лето "дыры" латали. Так что жильцы должны быть готовы к тому, что тепла на нашем участке по-прежнему не будет".
Между тем заслуженный энергетик России, руководитель предприятия "Полимергаз" Владимир Удовенко убежден, что решить проблему вечно текущих труб можно. Во-первых, самих труб в населенных пунктах должно стать меньше. Для этого предстоит разработать оптимальную структуру энергоснабжения, выяснить, где выгоднее использовать централизованное теплоснабжение, а где - автономное. Во-вторых, в ЖКХ надо шире применять полимерные материалы. Они годятся для всех видов коммуникаций, безопасны в эксплуатации, не поддаются коррозии, надежны как минимум в течение 60 - 100 лет.
В некоторых регионах уже поняли преимущества новых технологий. В Астраханской области, например, где превалируют агрессивные почвы, "съедающие" сталь за каких-нибудь десять лет, для газификации населенных пунктов используется в основном полиэтилен. Для магистральных трубопроводов полиэтилен пока проблематичен: при диаметре свыше 250 миллиметров полимерная труба становится дороже стальной. В связи с этим при сооружении крупных транспортных систем используются в основном металлические трубы. Их надежность повышается за счет новых защитных покрытий.
Увеличение мощности трубопроводов - одно из важнейших условий развития отечественной экономики, обеспечения энергобезопасности страны. По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Юрия Сентюрина, к концу года депутаты завершат работу над законопроектом "О трубопроводном транспорте", в котором будут учтены все нюансы, способствующие нормальному развитию отрасли.