Между тем никто, разумеется, и в страшном сне не мог предположить, что легкий и даже в чем-то легкомысленный фильм "Медвежий поцелуй" станет фильмом-реквиемом. Съемки ленты, которые проходили в России, Германии, Швеции, Испании, начались в мае прошлого года. Минувшим сентябрем - за несколько недель до трагедии в Кармадонском ущелье - картина участвовала в конкурсе Венецианского фестиваля. Призов не стяжала, критика была преимущественно сдержанная, а то и язвительная, но простые зрители, по словам режиссера "Медвежьего поцелуя" Сергея Бодрова-старшего, принимают ленту очень хорошо. Она уже выпущена в прокат в Италии, вчера вышла на российские экраны, на очереди - Германия, Франция, Япония, Америка, Великобритания...
Фильм и впрямь рассчитан не на матерых критиков, а на простодушное зрительское восприятие. Это современная сказка о том, как юная артистка цирка Лола (в этой роли - Ребекка Лильеберг, снявшаяся ранее в нашумевшей лесбийской драме "Покажи мне любовь"), колеся с коллегами-циркачами по белу свету, покупает в России маленького медвежонка, начинает заниматься его воспитанием. Вместе они станут выступать на арене, странствовать по миру. Однажды в ее грезах, в ее тщательно оберегаемом от других мире зверь превратится в человека. В любимого Лолой человека. С внешностью, манерами, повадками, неповторяемо обаятельной улыбкой Сергея Бодрова...
В мире кино все знают: никому, даже самому великому актеру, не дано переиграть детей и животных. Сергей Бодров живет в этом фильме среди цирковых зверей (лошадей, медведей, кроликов), сам играет зверя в человеческом обличье - и нигде ни на минуту не возникает ощущение фальши. Актер редкой органичности, он легко "влезает в шкуру" медведя, и уже через несколько минут его пребывания на экране замечаешь, что, будучи молодым симпатичным человеком, он ходит, смотрит, ест, сопит, как настоящий медведь. Даже в этой, не самой тонко нюансированной и разносторонней роли, виден масштаб дарования актера. А сквозь нехитрый сюжет, полузаимствованный-полуперелицованный то ли из сказки "Маша и медведь", то ли из "Обыкновенного чуда" Шварца, то ли из голливудских картин про оборотней, все равно просвечивает неповторимое "бодровское" обаяние.
- Я писал эту роль не на своего сына, - говорит Сергей Бодров-старший, приехавший из Америки, чтобы представить свою картину в России. - Честно искал других актеров, подолгу общался с ними. А потом понял, что лучше Сережи эту роль все равно никто не сыграет. Он пришел в кино в общем-то случайно. Работал у меня ассистентом на фильме "Кавказский пленник". Я в то время не мог найти партнера для Олега Меньшикова. Чуть ли не с отчаяния решил попробовать Сергея и был приятно удивлен, насколько он хорош, естественен в роли молодого солдата. В своих последующих фильмах я не планировал его снимать, но каждый раз так получалось, что из всех претендентов он неизменно оказывался самым лучшим, самым необходимым. Не только для меня, но и для других режиссеров, для других фильмов, которые прославили его. Оказывается, я знал своего сына и - не знал его. Теперь уже до конца так и не узнаю...
Сергей Бодров-младший ушел из жизни на самом взлете своей судьбы. Ему было всего тридцать лет. В эти годы многие актеры, режиссеры еще только начинают робко пробиваться к вершинам кинематографического Олимпа, а он уже стал культовой фигурой в нашем кино. Нелепая и страшная смерть (не будем зря обольщаться продолжающимися поисками в Кармадонском ущелье) сделала его фигуру поистине легендарной. Фильм "Медвежий поцелуй", в финале которого герой Бодрова, снова превратившись в медведя, сливается с русской природой, растворяется в ней, придает этой легенде какое-то новое, горестно-просветленное звучание. Только ради этого стоит посмотреть фильм "Медвежий поцелуй".