В частности, предлагается взамен двухгодичного пребывания в казарме потрудиться санитарами в больницах или отправиться на полярную станцию. Можно на время стать пожарником, спасателем или лесником. Но, естественно не в московском национальном парке "Лосиный остров", а там, куда "только самолетом можно долететь". На сколько именно? Об этом записано в законе об альтернативной гражданской службе, принятом в 2002 году: на 3,5 года (если к моменту призыва нет высшего образования) и 2 года (если новобранец успел обзавестись дипломом). В случае, если прохождение "альтернативы" предусмотрено на территории воинских формирований, срок службы снижается до 3 лет, а для лиц с высшим образованием - до 18 месяцев.
Напомним, что гражданин России имеет право на замену воинской службы только тогда, когда брать оружие в руки ему мешают убеждения или вероисповедание. А это, естественно, еще надо доказать военкому, прежде всего озабоченному планами отправки пополнения в войска, а не в санитары или в полярники. И только если ни в какую не желающему менять гражданскую кепку на солдатскую фуражку рекруту повезло родиться частью коренного малочисленного народа, тогда ничего доказывать не надо - и так поймут.
По мнению Александра Починка, список предложенных пацифистам профессий столь велик и разнообразен, что проблем с выбором быть не должно. Министр труда и социального развития заявил, что готов дать работу аж 500 тысячам "альтернативщиков". Но предположил, что в 2003 году желающих вряд ли окажется более 10-15 тысяч. На чем основан такой прогноз - неизвестно. Скажем, в 2000 году по всей России с просьбой направить на альтернативную службу обратилось всего 1966 человек. Однако даже эта цифра не вызывает одобрения военных, и без того испытывающих в последние годы острейший дефицит призывных ресурсов. Из всех граждан, находящихся на воинском учете, из-за множества отсрочек в строй можно поставить чуть более 11 процентов. Для сравнения - в недалеком 1994 году таковых было 27 процентов.
Еще минувшей весной, когда закон об альтернативной гражданской службе только вступил в действие, начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Вооруженных сил РФ предрекал, что это обстоятельство существенно осложнит призыв. Тогда страхи оказались напрасными: план призыва военкоматы выполнили. Не сомневаюсь, что выполнят и сейчас, даже если число заявлений пацифистов возрастет на порядок. Потому что редкий пацифист справится в военкомате с задачей доказать "с помощью справок и иных документов", что путь в войска ему заказан. А на нет - и альтернативы нет.
Впрочем, есть, но нелегальная. Ходят слухи, что в некоторых военкоматах за определенную сумму можно откосить не только от армейской, но и вообще от всякой службы. И эта альтернатива куда реальнее той, о которой написан закон.