Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- Помнится, было когда-то у советского человека
Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- Помнится, было когда-то у советского человека "шестое чувство" - "чувство глубокого удовлетворения". Программа "За стеклом" (ТВ-6) рождает и у меня "шестое чувство" - "чувство глубокого отвращения". Совестно за авторов, совестно за участников, совестно за культуру. Особенно задело меня то, что в программе согласился принять участие мой коллега по литературному цеху В.Сорокин. Это ли дело русского писателя? Сидят за столом, пьют вино - и всем решительно не о чем говорить, во всем фальшь, претенциозность и какая-то патология. Испокон веку человечество знало, что подсматривать и подслушивать - это нехорошо. Отсюда отчасти и традиционное презрение к тюремным надзирателям, подсматривающим в "глазок" камеры. И вот нас пытаются убедить, что подсматривать интересно, подслушивать забавно. А добровольные "жертвы" этой прослушки, этого подглядывания чувствуют себя едва ль не героями. И начинаешь думать, что все в этом телевизионном мире перевернуто с ног на голову, аморально и мелко.
И когда на том же канале знаменитые телеведущие, считающие себя оплотом демократии, изо дня в день зовут нас в "цивилизованное сообщество", вхождению в которое якобы мешают какие-то силовики и прочие монстры, хочется спросить их: что же это за демократия, за которую они ратуют? И не окажемся ли мы все при ней "за стеклом"?
Лариса ВАСИЛЬЕВА, писательница:
- Наше ставшее, по-моему, нормой на ТВ низкопоклонство перед Западом - оборотная сторона нашего же квасного патриотизма - порой доходит до абсурда. Симпатичный Сергей Брилев (не думаю, что он один ответствен за произносимые им слова) сообщил в "Вестях" на РТР, что по легенде Наполеон останавливался в Петровском дворце, который ныне находится в черте Москвы, и его готовят для элитной гостиницы. Сегодня каждый прилежный старшеклассник знает: Наполеон действительно там был, но не "останавливался", а спасался бегством от московского пожара. Останавливались же в этом дворце совершенно другие персоны: российские императоры и самовластные императрицы. И не по пути из Москвы в Санкт-Петербург, а по пути из Санкт-Петербурга в Москву. Со времен Петра Великого установилась традиция: ночь накануне коронации в Первопрестольной государи и государыни должны были провести в подмосковном Петродворце, близ села Всехсвятского, чтобы утром торжественно въехать в город. А в остальном Брилев медленно, но верно выходит в лучшие ведущие.
Владимир ДАШКЕВИЧ, композитор:
- Только что приехал из Нижнего Новгорода, где проходил очередной региональный тур Конкурса актерской песни имени Андрея Миронова. Собрались, как всегда, талантливые артисты со всей страны. Но в их репертуаре наметился очевидный кризис. Отработала свое классическая советская песня, перестает держать слушателя и бардовская. В образовавшуюся "пустоту" хлынула попса, которая заполонила телеэкраны. Актеры пытаются противостоять ей, пародировать наиболее пошлые образцы (вроде "ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже..."), но становится очевидным: петь им фактически нечего. Под воздействием ТВ представления о песне снижаются до уровня вкусов дебильного подростка. Для себя положение с песенной культурой я формулирую как угрозу национальной безопасности. И в этом непосредственно "заслуга" ТВ.
Телевизионщики при случае любят обвинять нас, композиторов, в том, что мы стали меньше создавать привлекательных для слушателей мелодий. Но вот вам пример: Давид Тухманов вместе с поэтом Юрием Энтиным сочинили прекрасный "экологический" цикл песен, где у них поют разные бабочки, гусеницы, жучки. И записали его в исполнении известных актеров. Казалось бы, телеканалы должны рвать этот цикл из рук авторов, сделать специальную передачу, показывать ее неоднократно и в самое лучшее время. Но нет: фонограмма так и лежит невостребованной. А на телеэкранах звучат убогие сочинения, чаще всего принадлежащие самим поп-исполнителям, которые давно уже "приватизировали" эстрадную песню...
Валерий ПОВОЛЯЕВ, писатель:
- Следил за новостными программами, все остальное - неинтересно. Отметил для себя один момент, связанный с Афганистаном. Насколько я знаю по своему прошлому, основной бедой в этой стране были не горы, а кяризы - подземные колодцы, опутавшие паутиной всю территорию. Раствориться в кяризах целой армии ничего не стоит. Для ведения партизанской войны кяризы - самое милое дело. Совершив налет, банда ныряла в кяриз и вылезала на поверхность километрах в сорока от места преступления, поймать ее было невозможно. А найти дорогу там, в глуби, под землей ни один Сусанин не может. Почему этот фактор не учитывают те, кто наверняка вступит в затяжную партизанскую войну с талибами?