Еще за несколько дней до начала форума, судя по телесообщениям о нем, казалось, что дело это если не пустое, то малополезное, инициированное "сверху", а потому обреченное на провал. В день открытия форума почти все каналы отозвались на это событие. Но, такое впечатление - сознательно путались в простейших деталях. Называли разные цифры - то четыре, то пять, а то и шесть тысяч делегатов, собравшихся в Кремлевском дворце. Не забывали упомянуть о дороговизне мероприятия. И, конечно же, акцентировали внимание на тех нескольких правозащитниках, которые демонстративно отказались от участия в работе форума, как будто оно грозило их "идеологической невинности".
В день открытия все каналы не без удовольствия сообщили, что из-за толкучки у ворот Дворца делегаты не могли вовремя попасть в зал и заседание началось с опозданием. Потом дали краткую цитату из выступления президента. И все!.. Ни сообщения о докладах, прозвучавших на пленарных заседаниях, ни информации о многочисленных секциях и "круглых столах", ни хотя бы краткого отчета об итогах двухдневного дискуссионного обсуждения животрепещущих проблем. Ну а второй день вообще выпал из поля зрения ТВ.
Тщетно было надеяться, что крупнейшие еженедельные политические ток-шоу, проходящие в прямом эфире, такие, как "Пресс-клуб" или "Свобода слова", возьмут в качестве темы для обсуждения проблемы Гражданского форума. Да и в итоговых аналитических программах ему было посвящено совсем немного внимания. Причем, говоря о нем, телеканалы фактически в очередной раз транслировали привычные для себя политические позиции.
Николай Сванидзе ("Зеркало", РТР) снисходительно констатировал: "Вреда от Гражданского форума не было". Алексей Пушков ("Постскриптум", ТВЦ) проницательно заметил, что "форум стал зеркалом схватки за президента". В "Намедни" (НТВ) торжествовала ироническая формула "Коллекционерам и пчеловодам вряд ли нужен диалог с властью". А в "Итогах" (ТВ-6) форум был уничижительно назван "строительством дупла для просьб к власти". Я не стал бы приводить все эти прихотливые формулы, если б за ними не сквозило откровенное желание ТВ фактически уйти от своей прямой причастности к обсуждаемым на форуме вопросам. Ведь СМИ - и телевидение в первую очередь - являются, призваны быть и важным компонентом и самым чутким индикатором состояния гражданского общества, его здоровья или бед. Наше ТВ слишком долго служило партийным интересам, а когда пришла пора выбирать новый путь, почти сразу попало в цепкие руки олигархов. Стало проводником их политических и финансовых целей.
Первый, самый крупный не только в стране, но и в Европе канал оказался в свое время в руках Б.Березовского. Для камуфляжа частного, по сути, ТВ ему дали звонкое имя "Общественное". В тех странах, где существует подлинно общественное, то есть живущее за счет самих зрителей ТВ, не бывает конфликтных отношений между эфиром и аудиторией, которые складываются у нас.
Обретя статус коммерческого предприятия, некоторые телеканалы кинулись в погоню за сверхдоходами. Во имя рейтинга, который сулил выгоднейшие рекламные контракты, на экранах начали появляться слезливые латиноамериканские "мыльные оперы", кровавые боевики, пошлые эротические комедии. Вкусы массовой аудитории стали предметом весьма очевидных манипуляций со стороны хозяев телеканалов.
Наше телевидение игнорирует и мнения весьма авторитетных в духовной жизни общества структур.
Напомню известную историю с демонстрацией на ТВ фильма "Последнее искушение Христа". Несмотря на просьбы патриарха Всея Руси воздержаться от показа ленты, бывшее руководство НТВ будто "назло" ленту все же показало. Нечто подобное происходит и в наши дни. На сей раз уже главы двух основных религиозных конфессий страны - православной и мусульманской - выступили против скандальной передачи "За стеклом" на ТВ-6. Как реагировали на их выступление телевизионщики? Весьма своеобразно. Если в первую неделю нам показывали "застекольщиков" по два раза в сутки, то после протестов число включений выросло до трех, а в последние две недели до четырех-пяти раз.
Руководители отдельных телеканалов за последние годы научились умело обращаться и с Законом о печати, отменившим цензуру в стране. Чуть что - поднимали крик об угрозе свободе слова, о возврате советских порядков. И такая тактика приносила успех.
Стыдно сказать, но в стране до сих пор нет закона о ТВ: за последние годы не один проект этого документа был погребен в анналах Госдумы - не без помощи телевизионного лобби. Там же со скрипом проходит закон о телерекламе: недавно проведено второе чтение, и даже непрофессионалу видно, как невинные ограничения первого варианта стали еще более незначительными. Счетная палата не раз представляла прежнему руководству страны акты проверки телеканалов с шокирующими данными злоупотреблений. И что? Все они загадочным образом оказались положенными под сукно.
Может, миллионам телезрителей стоит объединиться в общественную организацию - наподобие пчеловодов или автолюбителей? И войти еще одним коллективным членом в уже существующую Конфедерацию обществ потребителей. А там можно будет выходить наравне с другими на Гражданский форум и обращаться к власти, чтобы та поддержала наши законные требования по улучшению ТВ.