ПОД ТУЛОЙ ОТКРЫЛИ КЛОНДАЙК

Эта осень выдалась для тульских добытчиков цветных и черных металлов безрадостной. Что было можно, уже посрезали, поотвинчивали, поотрывали, а где-то вырвали с корнями, до самого основания.Все оставшиеся скучные люди, считающие добычу металла не романтикой, а воровством, научились добро кое-как охранять.Но тут вдруг по Туле пронесся клич: "Айда, ребята, на Косую Гору - там шлаковая трясучка началась, похлестче "золотой лихорадки"будет!"

КОСАЯ ГОРА - это поселок под Тулой. Известен он тем, что здесь находится Косогорский (бывший Судаковский) металлургический завод, выпускающий легированный чугун. В пяти километрах от завода находится знаменитая Ясная Поляна. В свое время Лев Николаевич Толстой всю силу своего авторитета направил против строительства Судаковского завода. Авторитет не помог. Реформатор П. А. Столыпин повелел не только завод заложить, но и сделать крестьян соседней деревни Рвы вольными хлебопашцами. В результате Рвы процветали, общинная Ясная Поляна разорялась.
В 1947 году в деревне Рвы родился будущий "лучший министр обороны" Павел Сергеевич Грачев. Сейчас на Косой Горе шутят: "Разрабатывать современный шлаковый отвал начали незаконные потомки графа Толстого и законные родственники крестьянина Грачева". То есть пришло в конце ХХ века настоящее равенство, о котором мечтал великий писатель и мыслитель.
В огромный отвал на Косой Горе вот уже почти сто лет сливают шлак - то, что остается после выплавки чугуна. Он выходит из печей в основном легированный - значит, в шлаке содержится не только железо, но и никель, кобальт, а самое ценное - марганец.
Шлаковый отвал - зрелище грандиозное. Создатели голливудских страшилок вполне могли бы использовать этот пейзаж для изображения поверхности неведомых диких планет. Да и самого Солнца, не говоря уж об астероидах.
Народу в припорошенном первым снегом жерле шлакового отвала копошится много. Но добраться до кусков так называемого ферромарганца - не просто. К лопате приходится прилагать ломик и чью-то мать. Это помогает. Отбитые куски добытчики-старатели потом сортируют. Без помощи "специалистов" в этом деле не обойтись.
Вот один из них. На носу старомодные очки, на плечах видавшая не только отвалы, но и, наверное, помойки куртка "Аляска", вышедшая из моды лет 15 назад.
- В косогорском чугуне содержится до 65 процентов марганца, - вполне интеллигентно и со знанием дела просвещает он меня. - Это рекорд. Чугун идет для производства высоколегированных сталей, огромное количество продают за границу.
- Сколько шлака сюда сливают ежесуточно?
- Около ста тонн. Мы с ним не справляемся. За день старатель добывает кило 50, от силы 70.
- Что предлагают за товар местные перекупщики?
- От 3 до 7 рублей за килограмм. В зависимости от качества.
К слову, такое сырье на мировом рынке стоит от 400 до 1000 долларов за тонну.
Так что прибыль посредников в этом деле достигает 600 и более процентов.
В шлаковом отвале много настоящих бомжей. Но немало и людей, у которых на лбу, как и у моего собеседника, "написано" высшее образование.
В комбинате "Тулачермет" есть цех по производству агломерата. Рядом - тоже отвал. В него десятки лет сваливают то, что у нас называется отходами производства, -мелкие частички агломерата. Затем они превращаются в монолит, не уступающий по твердости алмазу. Так вот, еще во времена социализма этот отвал увидели японцы, привыкшие все, содержащее металл, тщательно собирать на молекулярном и даже, кажется, на атомарном уровне. Японцы прикинули длину, ширину, осведомились о глубине. И надолго замолчали, широко раскрыв рты. А когда пришли в себя, стали просить хозяев продать все это, оплатив заодно разработку, погрузку и транспортировку. Тогда настала очередь широко открывать рты хозяевам: вроде бы перед ними умные люди, телевизоры с кнопочками делают, а готовы позариться на какой-то хлам, миллионов им за него не жалко.
Тогда японцев и хозяев сразу же поставили на место компетентные товарищи, объяснив тем и другим, что в отвале "важное стратегическое сырье". С тех пор это "сырье" все прибывает и прибывает, в очередной раз убеждая всех, что недра Родины бездонны.
Возвратившись домой, я достал сочинения графа Толстого. Нашел статью "Неужели это так надо", посвященную Судаковскому заводу. "Стоит среди полей обнесенный стеной чугунолитейный завод с не переставая дымящимися домнами, с подъездной железной дорогой, с раскинутыми домиками заведующих и рабочих. На самой домне работают одни, у печей при ужасающей жаре -другие, у спуска расплавленного чугуна и шлака - третьи... По воскресеньям все эти люди получают расчет и появляются в трактирах и кабаках, со всех сторон окружающих завод, и пьют до утра. В понедельник же они отправляются на ту же работу".
Затем я включил телевизор. Двое явно очень далеких от толстовства людей обсуждали проблему отсрочки платежей МВФ. Общий унылый мотив - денег нет у государства. Эх, хоть раз финансистам посмотреть бы на отвалы и шахтные терриконы в недалекой Тульской области. Решение проблемы внешнего и внутреннего долга стало бы и ближе, и понятней.