Судя по всему, Таможенному союзу не остается выбора - он должен идти в Азию
Таможенный союз столкнулся с системной проблемой. Вопреки экономическим расчетам и логике, Украина уходит под ЕС. А вслед за ней ассоциироваться с Евросоюзом намереваются Молдавия, Грузия и Армения. Кажется, что Таможенному союзу не остается выбора — он должен идти в Азию. Именно такой план был предложен на встрече глав государств 24 октября.
Нурсултан Назарбаев предложил распустить Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — как структуру, теряющую смысл с переходом Киева на евростандарты. Владимир Путин считает, что функции ЕврАзЭС должны перейти ТС. В качестве наблюдателей при нем уже видят Киргизию и Таджикистан. Озвучены и более радикальные предложения по расширению ТС: в его состав предлагается включить Турцию, Индию и даже Сирию. Однако совершенно неясно, каким образом эти государства смогут уложиться в прежнюю концепцию постсоветской интеграции.
Таможенный союз создавался как объединение смыкающихся стран. Они должны были образовать расширяющееся экономическое пространство, и это обеспечило бы им общий рынок, общие правила и торговую политику. И эта политика вполне могла быть эффективной, будь она более протекционистской, то есть поощряющей развитие своего производства. Однако включение в ТС Индии и Турции, которая обижена на ЕС за оскорбительный «от ворот поворот», будет означать только шанс для них потеснить на нашем рынке китайские товары. Но уж едва ли поможет преодолеть кризис самого ТС.
А вот прыжок ТС в Среднюю Азию, напротив, необходим и закономерен. Хотя и он не отменит причин, позволивших Брюсселю так стремительно вовлечь в свою орбиту прежде презираемые им осколки СССР. Корень проблем ТС — курс его членов на ВТО, куда Россия вошла в 2012 году, а Казахстан только еще намеревается войти. Открытость отечественного рынка привела к росту импорта и вытеснению многих местных товаров. И расширение ТС за счет государств Центральной Азии не закроет бреши в его границах. Вывод: должна поменяться сама политика ТС.
Украине и другим постсоветским странам ассоциация с «цивилизованной Европой» не принесет процветания. Еврочиновники могут обещать им 6% и даже 15% роста ВВП, на деле же свободный доступ на их рынки товаров из Европы лишь поспособствует сбыту западных компаний, а выгоды в странах-новичках получат только региональные олигархи. Но в геополитической перспективе страдания местного населения не будут пустыми — они дополнят картину европейского кризиса, который в конечном итоге может привести к распаду ЕС и переформатированию всего евроазиатского пространства.
Да, ТС нуждается в расширении. От вступления в общий рынок выиграют все страны Средней Азии. Однако удаленные государства, играющие притом особую роль в международном разделении труда, пользы постсоветской интеграции не принесут. И дело не в сближении Индии и США, не в членстве Турции в НАТО и даже не в том, что такого рода члены будут более всего заинтересованы в дешевом сырье из России, доступ к которому как раз и обеспечит им участие в ТС.
Беда в том, что Таможенный союз не имеет плана внутреннего развития. Если бы ТС предполагал индустриальное и технологическое возрождение всех постсоветских государств, он, бесспорно, имел бы для них куда большую привлекательность и, соответственно, получил намного большее влияние в большой игре.