Психологи утверждают, что многие современные мультфильмы могут быть небезопасны. Бесконтрольный просмотр анимационной продукции способен не только затормозить развитие ребенка, но и нанести вред его психическому здоровью.
Многие мультфильмы, выходящие на наши экраны, можно назвать вполне удачными произведениями — как в художественном отношении, так и с точки зрения детских психологов. В качестве положительного примера можно привести американскую «Историю игрушек», где движения и мимика персонажей разнообразны и хорошо прорисованы. Или упомянуть «Чучу» Гарри Бардина, которая, с точки зрения психологов, содержит важные и актуальные для ребенка образы и переживания.
Однако психологи из Института современного детства считают, что некоторые из транслируемых сегодня мультфильмов могут плохо сказаться на детском развитии, сформировать у ребенка склонность к зависимостям (например, сделать его более уязвимым для наркомании, игромании), а в худшем случае — вызвать психические
«Безусловно, период освоения мира не должен быть загружен просмотром мультфильмов, — говорит ведущий научный сотрудник Института современного детства Елена Бугрименко. — Пока не сложился ансамбль основных функций раннего детства (то есть пока ребенок не умеет одновременно идти,
Детям постарше смотреть что попало тоже не рекомендуется. Иначе дело может дойти даже до эпилептического припадка. «Высокая скорость смены кадров, при которой резко меняется еще и яркость изображения, может превысить возможности
«Очень важно, чтобы
Не все это знают, но в
В последние два десятилетия ситуация изменилась. Сегодняшний телеэфир, а также видео- и кинорынок наполнены западной продукцией, которая зачастую сделана дешево и халтурно, без всякого учета возможностей и
Все это для многих родителей очевидно. Усаживая ребенка перед телевизором, чтобы получить часок свободного времени, взрослые уже не рассчитывают на пользу от просмотра. Однако они наивно уверены, что полтора часа бессмысленных удовольствий не принесут большого вреда. Они ошибаются.
Случаи явных психических расстройств, к счастью, не так уж часты. В основном урон для психики и развития детей не сразу заметен для родителей. Однако экранная продукция влияет на речь и пластику ребенка, под ее воздействием создаются его представления о мире и система ценностей, придумываются последующие игры. Кроме того, формируется почти наркотическая зависимость от экшна, от череды сменяющихся зрелищ, от бездумных развлечений, которые не требуют от зрителя ни интеллектуальных, ни эмоциональных усилий.
Сегодня проблема стала очевидна для многих. О том, как бороться с «неправильными мультиками», задумались и у нас, и за рубежом. В Англии, Австралии, Норвегии, Канаде заметны попытки возродить традицию авторской детской анимации, и на телеэкранах все чаще появляются мультфильмы с прекрасными литературными сюжетами и изысканной графикой.
Работа над развитием
Одним словом, профессиональное анимационное сообщество в меру сил пытается проблему решать. Увы, авторские короткометражки на телеэкранах погоды не делают, так что развитие и здоровье детей остается
1.
2. Печально прославились «Телепузики» после того, как Сара Грэм, бывший продюсер канала Children’s BBC, созналась, что эти и другие программы были придуманы под воздействием галлюциногенов.
3. В России дважды оскандалились сериалы
Гриша, 9 лет:
— Вообще хороший мультик — это советский. Но необязательно. Главное, чтобы с хорошим концом и смешно. Это когда он вместо собаки хрюшку покупает. Но про роботов тоже интересно бывает.
Юля, 4 года:
— Мультик должен быть веселым или грустным. С музыкой, без Совы и без Копатыча (Сова — персонаж «Ежика в тумане», Копатыч — персонаж «Смешариков». — «Труд»).
Олег, 7 лет:
— Чтобы интересный был. И про супергероев. И смешной. А еще с хорошим концом. А то когда грустно, сразу не нравится. Но можно еще Аладдина посмотреть. Там принцесса красивая.
Катя, 6 лет:
— Мне красивые нравятся. Вот когда
1. Движения и мимика персонажей разнообразны и хорошо прорисованы
Если нет пластики движений и мимики, это вредит развитию детского телесного самоощущения, потому что экран — это еще и зеркало, в котором ребенок видит образец для подражания. Амимичность и диспластичность оборачиваются потом недостаточным развитием телесного самоощущения и плохой координацией.
2. Сюжет содержит важные и актуальные для детства образы и переживания
Среди непременных сюжетных ходов — образы встречи, превращения, близкого и чужого, необычного. Важно, чтобы в мультике присутствовали чувство ревности, страх и его преодоление, дружба, любовь, достижение желаемого через
3. Пугающие или эмоционально напряженные события чередуются с более спокойными
Сюжет фильма не разворачивается слишком быстро, а его темп соответствует возрасту и индивидуальному развитию ребенка — так, чтобы у него было время на осознание и переживание происходящего.
4. Мультфильм не должен разрушать базового доверия к миру
Этим иногда грешат талантливые авторские фильмы для детей, предлагающие слишком мрачную картину мира, в котором персонаж не получает никакой любви и поддержки. Не обязательно, чтобы фильм был однозначно позитивным и радостным, но важно, чтобы в нем не было безысходности и безнадежности.
5. Чувства героев имеют двойственный, противоречивый характер
Для развития ребенка важно, чтобы эти чувства не были однозначны и примитивны.