НАШ "ИТАЛЬЯНЕЦ" ОТПРАВИЛСЯ ЗА "ОСКАРОМ"

В Голливуде объявлен список картин, допущенных к "оскаровской" гонке. Как водится, не одну ленту на этом тернистом пути отсеяли, но среди 58 работ, которые продолжат борьбу за вожделенную статуэтку в номинации "Лучший иностранный фильм года", есть теперь и российская лента - "Итальянец" питерского режиссера Андрея Кравчука. Это не худшее решение Российского оскаровского комитета (он, случалось, преподносил сюрпризы и подиковеннее), но, как представляется, и не самое лучшее...

Что и говорить, "Итальянец" - кино вполне достойное. Фильм достаточно жестко и в то же время трогательно рассказывает историю о шестилетнем мальчике, которого усыновила итальянская семья, а он все равно бежит домой, к маме. Такие душещипательные истории с участием детей очень любят американские академики, так что у ленты есть шанс попасть в пятерку номинантов. Против картины может сработать то, что она практически неизвестна в самой России, а уж тем более в мире. Приз в детском конкурсе Берлинского фестиваля - слишком скромное подспорье в борьбе за главную кинонаграду года.
Был ли у нашего оскаровского комитета выбор? Безусловно. Наблюдатели отмечают, что высокое жюри прошло мимо по-настоящему выдающихся картин, таких, например, как фильм "Свои" Дмитрия Месхиева, уже прогремевший по всему миру, завоевавший главный приз на Московском международном кинофестивале. Да и Александр Сокуров, "пролетевший" в Берлине с фильмом "Солнце", мог взять реванш в Голливуде. Все-таки это большой международный проект, лучшая часть сокуровской трилогии о тиранах ХХ века. Да и "обиженных", "недооцененных" в Голливуде любят порой приветить. Тут вспоминается сюжет с Никитой Михалковым, который получил "Оскара" за картину "Утомленные солнцем". Слов нет, и сам фильм был достойный, один из лучших в творческой биографии мастера, но сыграло свою роль и то, что Михалкова до того "обидели" в Канне, присудив ему второй по значению приз вместо ожидаемой Золотой пальмовой ветви...
Был, как мне кажется, у нашего оскаровского комитета еще один беспроигрышный вариант: послать в Америку фильм "9 рота" Федора Бондарчука. С одной стороны, он сделан с голивудским размахом, все потраченные на него 9 миллионов долларов видны на экране невооруженным глазом. С другой стороны, тема уж больно "нашенская" и в то же время по-настоящему злободневная - бесславная и горькая война, которую вел СССР в Афганистане. Американцам, пережившим Вьетнам, а ныне завязшим в отчасти схожей войне в Ираке, это могло бы лечь на душу. Но главный хит этого сезона ("9 рота" уже обошла по кассовым сборам и "Ночной дозор", и "Турецкий гамбит") вышел в прокат на день или два позже, чем предписывает оскаровский регламент. Тут одно из двух: или продюсеры "9 роты" дали маху, или наш оскаровский комитет вовремя не подсуетился...
В итоге теперь за все наше кино перед голливудскими светилами придется ответствовать скромному "Итальянцу". Сумеет ли наш шестилетний герой растрогать сердца голливудских академиков? Хочется верить.