О существовании в нашем футболе "договорняков" активно говорят уже лет тридцать. Во времена союзного первенства оперировали мелкими суммами - в рублях. Сейчас счет идет на сотни тысяч. В долларах и евро. Например, утверждают: чтобы остаться в премьер-лиге, в концовке чемпионата аутсайдеру надо раскошелиться минимум на восемь миллионов "зеленых". Иначе общими усилиями середнячки выкинут неудачника из элиты.
Что это - плод больного воображения или реальность, скрытая от спортивной общественности за семью печатями? Послушаем руководителя Калмыкии и почетного президента элистинского "Уралана" Кирсана ИЛЮМЖИНОВА.
- В нашем футболе всегда были договорные матчи, - недавно заявил он. - Это ни для кого не секрет. Мы убедились в этом на собственной шкуре, когда были в премьер-лиге. И хотя против нас игрались договорные матчи, моя команда в этом никогда не участвовала.
Кирсан Николаевич не одинок в своем мнении.
- О договорных матчах в премьер-лиге знают все. Были игры, когда футболисты по полю пешком ходили, - утверждает известный телекомментатор Владимир ПЕРЕТУРИН. - Договариваются о том, кто займет первые места, а кто вылетит. Между прочим, когда несколько лет назад президенты клубов публично договорились о том, что не будут "работать" с судьями, никто не возмутился, не потребовал привлечь к ответственности людей, по сути признавших, что до того судьям давались взятки. Никто не стал искать и арбитров, бравших эти самые взятки. Возникает странная ситуация: в чемпионате полно договорных матчей, но никто не занимается этой проблемой. Наш футбол с каждым годом становится все грязнее.
Однако существует и прямо противоположное мнение. Например, президент питерского "Зенита" Виталий Мутко убежден, что "договорки" - редкое явление в отечественном футболе. На вопрос корреспондента "Труда", отчего это в иных матчах футболисты не играют, а прогуливаются по полю пешком, почему середнячки, которым, допустим, ничего не нужно, бьются с лидерами как настоящие бойцы, и не является ли это следствием "стимулирования" этих команд клубами - конкурентами их соперников, Мутко ответил.
- Нельзя сказать, что все без исключения клубы практикуют подобное. Да, собственно, и какой в этом смысл? Сегодня выиграли, завтра проиграли - со спортом и принципами честной игры такой подход не имеет ничего общего. Убежден, что такие матчи в первенстве России - скорее исключение, чем правило. Меня радует, что хозяевами клубов становятся люди, которые понимают, что бесполезно вкладывать деньги на внефутбольное влияние. Мы в Петербурге еще в 1996 году приняли решение не участвовать в теневых играх и слово свое держим. "Зенит", если так можно выразиться, экологически чистый клуб, и в этом наше отличие от многих других.
- Понимаете, можно сколько угодно говорить, что одна команда продала тот или иной матч, но пока нет конкретных доказательств, такие рассуждения ничего не значат, - считает судья международной категории Алексей СПИРИН. - Помню, в финале чемпионата мира Роберто Баджо в серии послематчевых пенальти не забил бразильцам. Так что, можно говорить, что он продал игру? Абсурд! То же самое можно сказать и о чемпионате премьер-лиги. Когда некоторые правдолюбцы обвиняют тех или иных футболистов в сдаче матча, то пусть сначала предъявят доказательства. Как можно четко увидеть злой умысел, если футболист промахивается с выгодной позиции?
- Ну а как же быть с игроком ярославского "Шинника" Сергеем Гришиным, которого выставили на трансфер после матча с "Динамо" и фактически обвинили в сдаче игры?
- Тут тоже ничего нельзя доказать. Это внутреннее дело клуба. Мне кажется, что наставник ярославцев Олег Долматов просто хотел на ком-нибудь сорвать злобу, а Гришин первым попался под руку. Запомните: если Гришина не схватили за руку, допустим, в момент передачи денег представителями другого клуба, он чист перед законом, и никто не вправе его обвинять.
В общем, возникает странная ситуация. Вроде "договорняки" есть, о них многие говорят, но, с другой стороны, никого из нечестных футболистов и тренеров с поличным еще не поймали. А есть ли в Российском футбольном союзе (РФС) и Российской футбольной премьер-лиге (РФПЛ) люди, заинтересованные в их поимке? Вопрос, как говорится, риторический.