Министр полагает, что в росте цен на нефтепродукты не стоит винить исключительно монопольный сговор на внутреннем рынке. "Нефтяники не могут не следовать за мировой конъюнктурой и не считаться с понижением рентабельности своей работы внутри страны", - пояснил В. Христенко.
При этом министр считает, что в сложившейся ситуации такие меры, как внутренние интервенции, биржевые инструменты и ужесточение антимонопольного законодательства могут иметь только ограниченный характер. По его мнению, основной баланс на рынке определяется двумя инструментами государственного налогового регулирования: рентными платежами и экспортными пошлинами.
"Сегодняшние внутренние рентные платежи привязаны законодательством к ценам мирового рынка и обуславливают динамику внутренних цен. Правда, при этом минимизируя воздействие экспортных пошлин. В связи с тем, что такая система задавалась в принципиально иных ценовых условиях, сегодня, возможно, настало время вновь вернуться к этому вопросу", - говорит министр.
А вот мнение другого специалиста - заместителя главы Минэкономразвития Андрея Шаронова:
- Государство беспокоит ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов. Происходит злоупотребление нефтяных компаний своим доминирующим положением на региональных рынках. Юридических доказательств этого нет, но есть внешние признаки ценового сговора. Сегодняшнее законодательство не позволяет выявить факт сговора при формировании цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, однако правительство намерено внести необходимые поправки. Идет работа над формированием стимулов для нефтяных компаний по увеличению производства марок высокооктанового бензина. Принимается решение о введении жестких экологических норм по вредным выбросам, что может способствовать увеличению производства высокооктанового бензина и, следовательно, спроса на него. Действующие экономические стимулы не работают, а экспортные пошлины не выполняют своей регуляторной функции.
МЕЖДУ ТЕМ
Цены на автомобильный бензин в России в январе - сентябре 2004 года выросли на 27,3 процента (за аналогичный период 2003 года - на 14,3 процента). Об этом говорится в только что опубликованном ежемесячном докладе Министерства экономического развития и торговли РФ.
Рост цен на бензин в период до марта следующего года может составить 5-10 процентов, прокомментировал ситуацию председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. По его мнению, росту цен на бензин способствуют возрастающий монополизм, а также запоздалость структурных реформ в нефтяной отрасли.