К этому времени у спасателей были две версии случившегося - взрыв метана или обрушение горной породы. Сотрудники МЧС сообщили, что у пострадавших нет ожогов, характерных для подобных ситуаций, когда взрыв метана сопровождается пожаром.
По сообщению ИТАР-ТАСС, это уже шестая авария на шахтах Кемеровской области с начала года. 10 января 2004 года в результате взрыва метана на шахте "Сибирская" (город Анжеро-Судженск) погибли шесть человек. 24 марта на шахте "Краснокаменская" (город Киселевск) под завалом погиб шахтер. В ночь на 10 апреля на шахте "Тайжина" (город Осинники) произошел выброс метана, при взрыве погибли 47 человек. 8 июня из-за выброса угарного газа на "Шахте номер 12" (Киселевск) в результате пожара пострадали 11 человек. 7 сентября на шахте "Киселевская" произошел пожар и пострадали пять горнорабочих.
Хозяева шахты выдвинули версию, что причиной этой трагедии мог стать человеческий фактор. Окончательные выводы сделает государственная комиссия, созданная для расследования причин трагедии. Но вряд ли они добавят что-то новое к давно известным причинам, которые раз за разом приводят к авариям на шахтах и гибели горняков. Это пренебрежение техникой безопасности, падение производственной дисциплины и стремление выдать на-гора побольше угля, пусть даже с риском для жизни.
К ликвидации последствий аварии были привлечены девять отделений спасателей, для оказания помощи пострадавшим приведены в готовность силы и средства областного Центра медицины катастроф в Кемерове, Новокузнецке и Прокопьевске. Как сообщил губернатор А.Тулеев, возглавляющий на месте работу штаба по ликвидации последствий аварии, каждой семье погибших будет оказана материальная помощь из областного, городского бюджетов.
Шахте "Листвяжная" (бывшая "Инская") 49 лет. За все это время здесь не было ни одной аварии, и она относилась к числу взрывобезопасных предприятий. До сего дня.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Виталий БУДЬКО, зам. председателя ФНПР:
- "Листвяжная" - шахта очень старая, ей почти полвека. Но пласты по содержанию метана здесь неопасные, это я точно знаю. Поэтому причины трагедии могут быть и чисто техническими, и человеческими. Подождем выводов комиссии.
За последние десять лет мы закрыли более 170 шахт. Но это только самые старые и самые опасные. Поэтому катастроф стало несколько меньше, хотя, к сожалению, они случаются, трагедий избегать не удается. Потому что и оставшиеся в строю шахты порой не в лучшем техническом состоянии, да и дисциплина хромает. Шахтер часто как в последний бой выходит на работу, а потери в бою, увы, неизбежны. Я понимаю, что материальная компенсация жизнь кормильца не вернет, но все-таки каждая семья погибшего шахтера получает от государства 200 тысяч рублей и выше - в зависимости от количества детей.
Анатолий АНИКИН, зампред Росуглепрофа:
- Естественно, никто не хочет гробить людей на производстве, техникой безопасности на местах все же пытаются заниматься. Но трагедии происходят постоянно. Только за 9 месяцев этого года было 107 случаев смертельного травматизма на шахтах. Кстати, износ оборудования на некоторых из них уже превышает 70 процентов, при этом 90 процентов шахт - в частной собственности. Мы считаем, что в технику безопасности надо вкладывать средств на порядок больше.
Как только происходит трагедия, на место выезжает комиссия. Но в лучшем случае снимают с работы руководителей шахт. Собственник же остается в стороне. Мы не раз ставили вопрос перед правительством, что надо строже спрашивать прежде всего с собственника - вплоть до изъятия у него лицензии, если техника безопасности на объекте никуда не годится.