ВИД НА ПРОВАЛ

Время от времени под землю уходят дома, машины, трескаются стены в квартирах...

Недавно в СМИ прокатилась очередная волна страшилок: вот-вот готовы провалиться 18 московских домов. В зоне риска Кремль, гостиница "Россия", здание Госдумы и Белый дом... Грозит ли москвичам участь "детей подземелья"? Это попыталась выяснить корреспондент "Труда".
Бояться есть чего. Москву и впрямь пошатывает. По словам заведующего лабораторией геоэкологии Москвы Института геоэкологии РАН Вячеслава Заиканова, 20 процентов территории столицы покоятся на карстовых пустотах и оползнях, а 40 процентов недр подтоплены. Дело не только в природе, но и в халатном отношении человека. Мы сами рубим сук, на котором сидим: сносится здание, выравнивается освободившаяся поверхность и без особых размышлений лепится новое.
Из-за дороговизны глубинные исследования проводятся только при строительстве особо тяжелых объектов. В остальных случаях полагаются на авось. Как утверждают диггеры, строительство подземного торгового комплекса на Манежной площади стало причиной угрозы постепенного обрушения расположенных рядом, а теперь уже и снесенных зданий - гостиниц "Москва" и "Интурист".
200 лет назад по территории города бежало около 300 речек и ручьев. Куда они исчезли сегодня? Одни заключены в коллекторы, как Неглинка, другие засыпаны и продолжают течь уже под грунтом. Добавляют сырости и подземные коммуникации, из-за ветхости местами превратившиеся в решето. Только в Центральном округе за секунду в землю выливается полведра "лишней" воды на квадратный километр. На таком болоте стоит все Замоскворечье. Неглубокий (до трех метров) фундамент домов дореволюционной постройки оказался в вязкой каше. Из-за неравномерной просадки по стенам домов ползут трещины.
Зарегистрированных оползневых участков в Москве - 15. Самый большой из них, длиной 2 километра, - на Воробьевых горах: начиная от Смотровой площадки в сторону метромоста. В опасной зоне находятся горнолыжный спуск, фуникулер и недавно восстановленная станция метро "Воробьевы горы". "Здесь изначально нельзя было строить метро, - говорит Вячеслав Заиканов. - Малейшее увеличение давления на склон может привести к непредсказуемым последствиям".
Неожиданные провалы земли в разных точках Москвы вызваны и карстово-суффозионными процессами. Наша столица стоит на известняках. Просачивающаяся с поверхности дождевая вода превращает мягкий камень в кашу, и все, что находится на поверхности, рискует провалиться в образовавшуюся пустоту. Так построенный на карсте добротный дом за минуту может перекочевать в разряд аварийных. У природы на этот случай есть свой естественный защитник - глубинные грунтовые воды, чей напор не дает почве проседать. Но эти подземные источники активно используются столичными предприятиями, которые часто выкачивают их до последней капли.
Самым тревожным в отношении карстовых провалов признан Северо-Западный округ. Жители Хорошевского района еще помнят возникающие почти мгновенно ямы и щели в стенах квартир. С 1970 года там произошло 42 провала. Именно здесь сейчас развернута система диспетчерского контроля за "рисковыми" домами. Пока контролируется 18 зданий. В подвале установлены чувствительные датчики. С них сигнал поступает на пульт в диспетчерскую. "Если горит зеленая лампочка - все в порядке, если красная - значит, фундамент "пополз", - рассказывает директор НПК "Проект-Труд" Герман Силищев, придумавший новые датчики. - К счастью, за три последних года каких-либо серьезных изменений не регистрировали". В опасной зоне находятся еще 200 зданий. Оснастить их датчиками обещают до 2010 года.
"Москвичам беспокоиться нечего. Все больные места города известны и взяты на карандаш. А при строительстве домов используются новые закрепляющие фундамент технологии", - уверяет Вячеслав Заиканов. Другие специалисты уже менее оптимистично заявляют, что делается это далеко не всегда.
Как стало известно "Труду", архитекторы Москвы готовят очередной масштабный проект. Рядом с Кремлем должна появиться новая пешеходная подземная улица. Она пройдет между кинотеатром "Ударник" и Репинским сквером. Как раз в районе, входящем в зону подтопления.