Уличные знакомые посоветовали детям найти пристанище на вокзале. На Ярославском их сразу определили в "стаю" - так называются группы подростков-попрошаек. "Атаман" - 20-летний Рома - сразу объяснил правило: собранные деньги - в общий котел, а уж оттуда можно и попросить "на расходы".
- Сколько бы ты ни собрал, больше 150 рублей не дадут, - рассказывает Алик. - Мы с сестрой иногда "настреливали" по 1000, даже по 2000 рублей за вечер. И так у всей "стаи", в которой, кроме нас, еще 10 ребят. Куда идут "бабки", не знаю. Рома говорит, что ментам. Они нас действительно не трогают, даже защищают от пьяных бомжей.
- Больше всего боюсь нарушить правила "стаи", - признался Алик. - За это Рома избивает ногами. У него еще трубка-душегубка есть. Так мы прозвали его резиновую дубинку, начиненную свинцом. Чуть что - "душегубкой" по коленке...
Возмездия Рома не боится.
- Он нам каждый раз заявляет, что у него "все схвачены", - жалуется Алик.
- Чтобы избавиться от беспризорности, нужны усилия всего государства, взаимодействие всех служб, - уверен Виктор Семенов, опер-уполномоченный УВД ЦАО Москвы. - А у нас так бывает - беспризорника нашли, надо его в детдом определить, попытаться отыскать родителей, провести с ними работу. Начинаем действовать и сталкиваемся с кондовым безразличием чиновников. Пока документы дойдут до места прописки ребенка, пока вернутся, - могут многие месяцы пройти. А где в это время жить малышу? Был случай, когда, устав ждать, найденыша взяла на поруки одна из сотрудниц милиции. Нравы уличной детворы больше напоминают законы волчьей стаи. Так, недавно к нам попал в невменяемом состоянии избитый до полусмерти 11-летний Саша Веселов. Он в бреду просил только об одном: "Не бейте!" Было жутко, когда приехавший врач осматривал парня. Оправившись немного, мальчик рассказал, что его избили приятели... из-за буханки хлеба, которую он утаил, потому что хотелось есть.
Развита среди беспризорников и проституция. По данным оперативников, каждый шестой бродяжка хоть раз соглашался на секс "за шоколадку". Большинство московских борделей, практикующих педофилию, ищет "обслуживающий персонал" в беспризорной среде. Одно из таких заведений около двух лет назад было закрыто в Замоскворечье. Там на ниве продажной любви "вкалывали" 11 девочек, не достигших 14 лет. О наркомании и говорить нечего - "токсикоманят", то есть нюхают клей, или принимают иную отраву 90 процентов бродяжек.
- Необходимо вкладывать больше денег в борьбу с беспризорностью, - уверен известный педагог, автор книги "Москва трущобная" Лев Тропарев. - Потому и не строятся новые приюты, не появляются там квалифицированные педагоги, что государство не выделяет средств. А ведь известно, что даже во время Великой Отечественной в Москве, к примеру, было во много раз меньше беспризорников.
По словам руководителя столичного департамента социальной защиты Игоря Сырникова, сейчас в Москве 13 приютов на 1470 мест. А детей, нуждающихся в социальном убежище, в городе около 10 тысяч.