ДЕЙСТВИЯ СПЕЦНАЗА ВОЙДУТ В УЧЕБНИКИ

В ошеломленную невиданной трагедией в московском Доме культуры на Дубровке Россию пришел траур. У стен ДК, прямо под истерзанной взрывами гранат и выстрелами афишей оборванного бандитами на полуслове мюзикла "Норд-Ост", в память о погибших горели свечи и мокли под моросящим осенним дождем живые цветы. Но даже утром, когда на государственные флаги уже повязывали черные ленты, никто еще не мог точно определить масштабов постигшей нас беды: число погибших, которых не смогли спасти врачи, час от часу росло. В реанимациях в тяжелейшем состоянии и сейчас лежат десятки освобожденных заложников, за жизнь которых бились вначале спецназовцы групп антитеррора "Альфа" и "Вымпел", а теперь - лучшие медики страны.

Кроме естественной печали и скорби в душе появилось и почти позабытое в последние годы чувство гордости за нашу власть, не позволившую обнаглевшим, опьяневшим от крови террористам поставить страну на колени. За наши спецслужбы, действия которых во время тяжелейшего и опаснейшего штурма, как признают и зарубежные специалисты, теперь войдут в учебники для подготовки антитеррористических подразделений всего мира. Правда, почему вообще теми же спецслужбами был допущен захват такого количества мирных граждан посреди Москвы - тема отдельного разбирательства и отдельных, хочется верить, весьма серьезных оргвыводов.
Теперь, когда общую картину кровавых событий на Дубровке дополняют все новые и новые свидетельства освобожденных заложников, очевидцев и участников штурма, становится понятным, на краю какой пропасти в те часы мы оказались. Никто и никогда в мире не ставился перед необходимостью брать штурмом заминированный и переполненный людьми зал, превратить который в пыль и обломки бандитам - что пальцем шевельнуть. Мовсар Бараев и те, кто его послал в этот рейд, наученные позорным для нас опытом Буденновска, Первомайского и Кизляра, ждали от Кремля только одного - очередного белого флага.
В свою неуязвимость за спинами почти тысячи заложников боевики верили настолько, что не особенно охраняли даже центральный вход в вестибюль ДК. Зачем? Ведь поднять здание на воздух они успели бы раньше, чем первый спецназовец вбежал бы в тот вестибюль.
Того, что произошло на самом деле, террористы никак не ожидали. Наши собеседники в спецслужбах картину штурма и того, что ему предшествовало, рисуют так. Захват здания штаб операции, расположившийся в сотне метрах от ДК, в спешно освобожденном от пациентов госпитале ветеранов войн, разрабатывал с первых минут. Искали малейший шанс предотвратить взрыв Дома культуры и долго не находили ни одного. И это несмотря на то, что бойцам специальных подразделений удалось быстро проникнуть в здание по подземным коммуникациям и уже оттуда установить наблюдение за происходившим в коридорах и в зрительном зале. Подразделение антитеррора "Вымпел" Центра спецназначения ФСБ, которое должно было вылетать в очередную командировку в Чечню 25 октября, изменило планы и в полном составе одновременно с "Альфой" стало готовиться к штурму. Захват отрабатывали на однотипном доме культуры "Меридиан" на Профсоюзной улице в Москве и на других объектах.
Если бы удалось каким-то образом выманить всех террористов, пусть даже и под прикрытием заложников из ДК, их можно было бы в секунду уничтожить одновременными выстрелами полусотни снайперов давно занявшими позиции по окрестным крышам. Но скоро стало понятно, что все бандиты ни под каким предлогом из здания не выйдут.
Тогда и возник вариант с газом, который должен был помочь почти мгновенно "отключить" смертников, сидевших со взрывными устройствами в партере и на балконах зрительного зала. Естественно, "отключались" и заложники. Но это был единственно возможный выбор. Что за газ был применен - естественно, одна из самых тщательно охраняемых тайн. Иначе подобная информация оказалась бы весьма ценной для бандитов, желающих повторить нечто подобное.
Но военные эксперты и токсикологи США предполагают, что российские спецслужбы применили вещество, содержащее валиум. В зависимости от дозировки валиум способен стимулировать удушье, тошноту и галлюцинации. Чтобы уберечь от отравления бойцов "Альфы" и "Вымпела", им накануне атаки сделали инъекции находящегося на вооружении нашей армии антидота - специального средства, помогающего выжить в условиях применения химического оружия.
Сегодня едва ли не главный вопрос: можно ли было предотвратить большое количество смертельных отравлений среди заложников? Наши собеседники утверждают: столь трагических последствий те, кто планировал операцию, и сами не ожидали. Расчет концентраций яда с учетом объема воздуха в зале строился таким образом, что тяжелых последствий не наступило бы, если бы потерявших сознание людей начали выносить из зала максимум минут через 10-15 после газовой атаки. Однако сопротивление бараевцев оказалось настолько ожесточенным и умело организованным, что бой затянулся до получаса. "Альфа" с "Вымпелом", ринувшиеся под бандитские пули одновременно из подвалов, с крыши и в проломанные направленными взрывами дыры в стене, просто не успели так быстро перестрелять всех террористов. Часть бандитов успела забаррикадироваться в подсобном помещении буфета, где установлены холодильники и нет окна. Выбивать их оттуда пришлось через единственную дверь.
Но главное удалось. Представлявшие особую опасность женщины-смертницы, обвязанные взрывчаткой, сидели среди зрителей под балконами. Они полагали, что в случае подрыва привязанных к их телам устройств крепления балконов не выдержат взрывной волны и рухнут на головы уцелевших от осколков зрителей. Чтобы "вырубить" смертниц раньше, чем они поймут, что происходит, газ пустили через вентиляционные отверстия под балконами. Понятно, что именно у стен, в ограниченном сверху еще и балконами пространстве, концентрация ядов оказалась наибольшей и именно сидевшие у стен зрители наглотались отравы больше других. А потерявших сознание смертниц ворвавшийся спецназ добивал выстрелами в голову. Иначе была опасность, что, придя в себя, хотя бы одна из них все же сумеет нажать на взрыватель.