Все это замечательно, но надо признать, что простой человек не в состоянии решить международные проблемы. А уж изменить что-либо в отношениях с неизменно высокомерными Соединенными Штатами не всегда под силу даже политикам высшего ранга.
Между тем помочь правоохранительным органам можно и нужно. Тем более они очень нуждаются в поддержке. Как бы мы с вами ни относились к милиции, ФСБ и другим правоохранительным структурам, каждый понимает, что это уже не те мощные ведомства, каковыми они являлись в прежние годы. Печально известные последствия перестройки продолжают сказываться до сих пор. К ним с уверенностью можно отнести гибель от рук террористов ни в чем не повинных мирных людей и последующую безнаказанность большинства злодеев.
Это свидетельство бессилия "силовиков" не может не настораживать. Получается, огромные суммы, поступающие в виде налогов из наших карманов в государственную казну, тратятся бездарно. Ведь никто не поверит, что правоохранительные органы покинули все высококлассные профессионалы. Такого не может быть никогда, так как всегда были, есть и, надеюсь, будут люди, фанатично преданные своему делу. Так что же мешает этим специалистам своевременно выявлять и нейтрализовать злоумышленников? Причин тому много.
Остановимся только на одной, но достаточно значимой - на негласном сотрудничестве граждан с правоохранительными органами.
СТУКАЧ
Это словечко в России известно даже детям. К его популяризации в свое время приложили руку все средства массовой информации, огульно окрестив этим прозвищем всех без исключения людей, сотрудничавших на негласной основе с органами правопорядка и госбезопасности. Характерно, что словечко это приобрело широкое распространение практически одновременно с модой на "нецензурщину" и подобные "прогрессивные" нововведения в ряде СМИ.
Крайне редко сквозь злобный, безапелляционный и, что самое обидное, бездоказательный хор добровольных обличителей прорывались здравые слова. Смысл их заключается в том, что без помощи доверенных лиц не обходится ни одна спецслужба мира, без агентурной работы невозможно раскрыть ни одно сколь-нибудь значимое преступление.
Как правило, в вину всем сотрудничающим с правоохранительными органами людям ставятся беззакония времен "культа личности". При этом обычно забывают, что допускались те беззакония должностными лицами государства, а уж никак не гражданами, сотрудничающими на негласной основе с правоохранительными ведомствами. Кроме того, даже следователи и сотрудники оперативных подразделений, которые вели расследование и оперативно-розыскную работу по общеуголовным, а не политическим делам, никакого отношения к этим репрессиям не имели.
Да уж если быть до конца честным, то нельзя причислять к невинно пострадавшим от репрессий всех без исключения лиц, содержавшихся тогда в местах лишения свободы. Значительная часть осужденных тех лет отбывала наказание за действительно совершенные уголовные преступления.
И, наконец, перейдем к нашим дням. Давайте скажем как на духу, у кого повернулся бы язык осудить человека, который своим сообщением в милицию или ФСБ предотвратил бы взрывы жилых домов?
Тем не менее хочется верить, что, несмотря на все трудности сегодняшнего дня, положение в России постепенно нормализуется. Под нормальной обстановкой в государстве следует, наверное, понимать не просто снижение уровня преступности. В числе прочего здесь играет роль и моральное состояние общества. До тех пор, пока у нас будут третировать людей, сотрудничающих на конфиденциальной основе с правоохранительными органами, в чести, а порой и у власти будут бандиты и прочие уголовники.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ
К счастью, наметились и некоторые положительные сдвиги. Государство в лице своих законодателей, наконец, осознало важность содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Причем законодателем учтены ошибки прошлого, повлекшие ущемления прав личности. Сейчас порядок проведения оперативной работы, в том числе с привлечением негласных помощников, регламентирован не документами ограниченного пользования, а законом. Это позволяет осуществлять за названной деятельностью прокурорский надзор и судебный контроль.
Законом об оперативно-розыскной деятельности предусмотрено, в частности, что отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять органам заведомо ложную информацию.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений. Вместе с тем категорически запрещается использовать конфиденциальное сотрудничество по контракту с депутатами, судьями, прокурорами, адвокатами, священнослужителями и полномочными представителями официально зарегистрированных религиозных объединений.
Не секрет, что, оказывая помощь правоохранительным органам, люди рискуют своим здоровьем и даже жизнью. В этой связи лица, содействующие компетентным государственным органам, находятся под защитой государства. Оно гарантирует им правовую защиту. При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество граждан в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности.
Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются. Помимо того, период сотрудничества граждан по контракту в качестве основного рода занятий включается в их трудовой стаж. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае гибели человека в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, положены определенные льготы. В частности, из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.
Иногда лица, сотрудничающие по контракту с органами, получают в результате своей работы травмы, ранения, контузии, увечья, исключающие для него возможность дальнейшего сотрудничества. В подобной ситуации из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности.
Вот, собственно, и все, чем пока может отблагодарить государство за помощь в борьбе с преступностью. Тем не менее радует даже сам факт официального признания общественной полезности столь специфической деятельности. Это позволяет гражданам не взирать молча на творящиеся безобразия, а принимать активное участие в их устранении.
ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ЗАМОЧНУЮ СКВАЖИНУ
В то же время хотелось бы предупредить людей, которые при общении со спецслужбами руководствуются низменными побуждениями, то есть тех, кого действительно надо именовать стукачами. Закон предусматривает достаточно суровую ответственность за посягательства на доброе имя человека, на его конституционные права.
Нежелательно, например, портить зрение, изучая через замочную скважину личную жизнь соседей. При определенных обстоятельствах подобное любопытство расценивается как предусмотренное статьей 137 УК РФ нарушение неприкосновенности частной жизни.
А чтобы неповадно было оговаривать невинных людей, в Уголовном кодексе предусмотрена также ответственность за заведомо ложный донос, который наказуем вплоть до шестилетнего лишения свободы.