Отчего дорожают театральные билеты

В России до сих пор нет цивилизованного, контролируемого законами рынка зрелищ

В Москву приезжает Cirque du Soleil, и цены на шоу такие, что не подступишься. «Труд» выяснил реальные причины дороговизны билетов на зрелища и решил, что нашим театрам неплохо взять пример с европейских.

Волна возмущения высокими ценами на театральные постановки набирает обороты. Так, чтобы попасть на грядущие шоу Cirque du Soleil, нужно выложить от 1400 до 6000 рублей. И то при условии покупки через официальный сайт гастролей в интернете — в кассах и у перекупщиков билеты стоят еще дороже. Наша дороговизна изумляет даже привыкших к недешевой жизни иностранцев — например, Пьера Ришара, в сентябре приезжавшего в Москву со своей постановкой. «Я не только удивлен, но и возмущен! В Париже билеты на мой спектакль стоят максимум 50 евро. И если в московском театре будут свободные места, виной тому — такие цены», — заявил актер. В Москве цена билета на его спектакль доходила до 7000 рублей.

Может показаться, что высокие цены — это происки жадных директоров театров, которые хотят нажиться и опустошить кошельки зрителей. На самом деле существует огромное количество факторов, непосредственно влияющих на стоимость билетов.

Челябинск дороже Парижа

«Цена на билет не появляется из воздуха, она складывается из многих составляющих. Это и транспорт, и зарплата коллективу из 20 человек. Это и цена самого билета, который должен придумать дизайнер. Все это колоссальная работа, которая стоит огромных денег», — рассказывает «Труду» Леонид Роберман, главный продюсер театральной компании «Арт партнер XXI», которая привезла спектакль Пьера Ришара в Москву.

Значительную графу расходов составляет реклама. «Как может стоить цветная полоса в журнале „Театральная афиша“ 15 тысяч рублей? Как может стоить полполосы в глянцевом журнале 40 тысяч рублей? — возмущается театральный продюсер Эльшан Мамедов. — Кажется, что это не очень значительные суммы по сравнению со стоимостью самого спектакля, но заплатить 40 тысяч за рекламу представления, которое пройдет два или три раза, — это слишком много».

Россия бьет все рекорды по ценам на аренду театра, причем не только в Москве, но и в регионах. Так, чтобы снять на один вечер зал Челябинского театра драмы, нужно отдать 10 тысяч долларов, или 7500 евро. «Арендовать театр в центре Парижа можно за 5–6 тысяч евро. Это будет отличный театр с именем и с залом больше чем на 800 мест», — рассказывает Мамедов.

«Все перекупщики в Европе — из России»

Еще один бич наших театров — это система распространения билетов. Если кто и хочет нажиться на высоких ценах, так это компании-распространители и перекупщики.

Когда вся Европа уже давно перешла на электронные билеты, мы вынуждены платить 10–15% компаниям-распространителям. «Только представьте, 15% от всей суммы — это огромные деньги, — говорит Мамедов, — во Франции все давно компьютеризировано». У нас электронный билет до сих пор воспринимают как нечто несерьезное: «Как все были удивлены, когда на Cirque du Soleil можно было купить электронный билет, распечатать его и прийти с ним на спектакль».

Правда, перекупщики, которые повышают цену на билеты в два-три раза, за границей, как ни странно, тоже есть. «Но скажу вам по секрету: все перекупщики в Европе — родом из России», — заявил Эльшан Мамедов.

Меценаты — вне закона

В театральных столицах Европы диапазон цен на театральные билеты хотя и велик, но в любом случае средняя стоимость значительно ниже, чем в Москве. А если судить о доходах населения по ценам на билеты, то по сравнению с европейцами мы будем выглядеть настоящими толстосумами. Причина такого ценового контраста, по словам Эльшана Мамедова, кроется в самой системе финансирования театров.

В основные берлинские театры билет можно купить и за 160 рублей, и за 1600 рублей. В Германии также действует система скидок, на которые может претендовать едва ли не каждый. Что касается финансирования, то, как рассказала театровед Ольга Федянина, в конце 2000-х ряд лет работавшая в администрации немецкого театра «Фольксбюне», все расходы больших репертуарных театров полностью покрываются госдотациями.

«Во Франции театры не получают государственных дотаций, но цены там ниже наших», — рассказывает Эльшан Мамедов. Причина в том, что в Европе совсем другой уровень налогов. Все культурные учреждения пользуются там налоговыми послаблениями. Во Франции в 2003 году был принят закон «О меценатстве», который дает значительные льготы тем, кто вкладывает деньги в культуру.

В Англии распространено тесное сотрудничество культурных учреждений и бизнеса. Крупные компании вкладывают огромные суммы в культурное развитие, чем создают себе положительный имидж. Так, на официальном сайте лондонского театра National Theatre вы можете узнать реквизиты банковского счета и поддержать театр материально. За это вы будете получать лучшие места и скидки. Такая модель сформировалась, когда к власти пришла Маргарет Тэтчер и резко урезала финансирование культурной сферы.

По сути, наше государство сейчас идет по тому же пути, пытаясь уменьшить госдотации. Но важное различие: закона о меценатстве в стране так и нет, хотя речь о нем ведется много лет. Благотворительные взносы до сих пор расцениваются у нас как коммерческая деятельность и облагаются немаленьким налогом. Получается, что сотрудничество с театрами — дело маловыгодное, и тем остается рассчитывать только на госдотации. А чтобы хоть как-то существовать, они не гнушаются сдавать в аренду театральные владения (причем обычно не платя налоги). И все повышать и повышать цены на билеты.

Стоимость билетов в Европе и у нас (в рублях)

У них

У нас

Мнение

Кирилл Серебренников, режиссер: «Нужно театральное «Сколково»

— С высокими ценами нужно бороться всем миром. Государство должно покрывать разницу между реальной ценой, которая нужна театру, чтобы выжить, и той, которую может себе позволить демократичный зритель. Также предлагаю создать национальный институт театра, где бы разрабатывались программы и идеи, которые потом воплощались на практике. Такое театральное «Сколково»: творческая лаборатория и арт-консалтинг в одном флаконе.

Евгений Гришковец, режиссер: «Никто не привык снижать цены»

— Повышая цены на билеты, театры теряют разнообразие зрителя. Театр прекрасен тем, что в нем собираются люди разного возраста и достатка. Цены на мои спектакли зависят от нереально высоких цен на аренду. Половина стоимости билета — это аренда театра. Что касается тех мер, которые предлагали театральные деятели на встрече с президентом, то они будут способствовать только увеличению доходов, но не снижению цен. В нашей стране никто не привык снижать цены.