В Москву приезжает Cirque du Soleil, и цены на шоу такие, что не подступишься. «Труд» выяснил реальные причины дороговизны билетов на зрелища и решил, что нашим театрам неплохо взять пример с европейских.
Волна возмущения высокими ценами на театральные постановки набирает обороты. Так, чтобы попасть на грядущие шоу Cirque du Soleil, нужно выложить от 1400 до 6000 рублей. И то при условии покупки через официальный сайт гастролей в интернете — в кассах и у перекупщиков билеты стоят еще дороже. Наша дороговизна изумляет даже привыкших к недешевой жизни иностранцев — например, Пьера Ришара, в сентябре приезжавшего в Москву со своей постановкой. «Я не только удивлен, но и возмущен! В Париже билеты на мой спектакль стоят максимум 50 евро. И если в московском театре будут свободные места, виной тому — такие цены», — заявил актер. В Москве цена билета на его спектакль доходила до 7000 рублей.
Может показаться, что высокие цены — это происки жадных директоров театров, которые хотят нажиться и опустошить кошельки зрителей. На самом деле существует огромное количество факторов, непосредственно влияющих на стоимость билетов.
«Цена на билет не появляется из воздуха, она складывается из многих составляющих. Это и транспорт, и зарплата коллективу из 20 человек. Это и цена самого билета, который должен придумать дизайнер. Все это колоссальная работа, которая стоит огромных денег», — рассказывает «Труду» Леонид Роберман, главный продюсер театральной компании «Арт партнер XXI», которая привезла спектакль Пьера Ришара в Москву.
Значительную графу расходов составляет реклама. «Как может стоить цветная полоса в журнале „Театральная афиша“ 15 тысяч рублей? Как может стоить полполосы в глянцевом журнале 40 тысяч рублей? — возмущается театральный продюсер Эльшан Мамедов. — Кажется, что это не очень значительные суммы по сравнению со стоимостью самого спектакля, но заплатить 40 тысяч за рекламу представления, которое пройдет два или три раза, — это слишком много».
Россия бьет все рекорды по ценам на аренду театра, причем не только в Москве, но и в регионах. Так, чтобы снять на один вечер зал Челябинского театра драмы, нужно отдать 10 тысяч долларов, или 7500 евро. «Арендовать театр в центре Парижа можно за 5–6 тысяч евро. Это будет отличный театр с именем и с залом больше чем на 800 мест», — рассказывает Мамедов.
Еще один бич наших театров — это система распространения билетов. Если кто и хочет нажиться на высоких ценах, так это
Когда вся Европа уже давно перешла на электронные билеты, мы вынуждены платить 10–15%
Правда, перекупщики, которые повышают цену на билеты в
В театральных столицах Европы диапазон цен на театральные билеты хотя и велик, но в любом случае средняя стоимость значительно ниже, чем в Москве. А если судить о доходах населения по ценам на билеты, то по сравнению с европейцами мы будем выглядеть настоящими толстосумами. Причина такого ценового контраста, по словам Эльшана Мамедова, кроется в самой системе финансирования театров.
В основные берлинские театры билет можно купить и за 160 рублей, и за 1600 рублей. В Германии также действует система скидок, на которые может претендовать едва ли не каждый. Что касается финансирования, то, как рассказала театровед Ольга Федянина, в конце
«Во Франции театры не получают государственных дотаций, но цены там ниже наших», — рассказывает Эльшан Мамедов. Причина в том, что в Европе совсем другой уровень налогов. Все культурные учреждения пользуются там налоговыми послаблениями. Во Франции в 2003 году был принят закон «О меценатстве», который дает значительные льготы тем, кто вкладывает деньги в культуру.
В Англии распространено тесное сотрудничество культурных учреждений и бизнеса. Крупные компании вкладывают огромные суммы в культурное развитие, чем создают себе положительный имидж. Так, на официальном сайте лондонского театра National Theatre вы можете узнать реквизиты банковского счета и поддержать театр материально. За это вы будете получать лучшие места и скидки. Такая модель сформировалась, когда к власти пришла Маргарет Тэтчер и резко урезала финансирование культурной сферы.
По сути, наше государство сейчас идет по тому же пути, пытаясь уменьшить госдотации. Но важное различие: закона о меценатстве в стране так и нет, хотя речь о нем ведется много лет. Благотворительные взносы до сих пор расцениваются у нас как коммерческая деятельность и облагаются немаленьким налогом. Получается, что сотрудничество с театрами — дело маловыгодное, и тем остается рассчитывать только на госдотации. А чтобы хоть
У них
У нас
Кирилл Серебренников, режиссер: «Нужно театральное «Сколково»
— С высокими ценами нужно бороться всем миром. Государство должно покрывать разницу между реальной ценой, которая нужна театру, чтобы выжить, и той, которую может себе позволить демократичный зритель. Также предлагаю создать национальный институт театра, где бы разрабатывались программы и идеи, которые потом воплощались на практике. Такое театральное «Сколково»: творческая лаборатория и
Евгений Гришковец, режиссер: «Никто не привык снижать цены»
— Повышая цены на билеты, театры теряют разнообразие зрителя. Театр прекрасен тем, что в нем собираются люди разного возраста и достатка. Цены на мои спектакли зависят от нереально высоких цен на аренду. Половина стоимости билета — это аренда театра. Что касается тех мер, которые предлагали театральные деятели на встрече с президентом, то они будут способствовать только увеличению доходов, но не снижению цен. В нашей стране никто не привык снижать цены.