Мэр Москвы Юрий Лужков был отправлен в отставку в связи с утратой доверия к нему президентом России. «Труд» посмотрел, как часто за это увольняют в бизнесе и на госслужбе.
Елена работает товароведом на одном из городских центральных рынков в городе Кургане. Недавно у нее начались проблемы в личной жизни, и работать она не успевала — трудилась спустя рукава. В результате за несколько месяцев обнаружилась недостача почти в полмиллиона рублей.
«Коллеги предупреждали, что на складе творится неладное, да мне не до этого было, положилась на авось», — делится своим горем Елена.
Материальная ответственность за происходящее лежит на товароведе, поэтому для Елены не стал сюрпризом вызов на ковер. Гораздо больше она удивилась возможности увольнения за утрату доверия работодателя.
Правда, дальше угроз дело не дошло: работодатель и сотрудник договорились, что Елена частично возместит убытки сама, еще часть будет найдена в ходе служебного расследования, а на остальное начальник закроет глаза, если Елена проработает в компании еще год.
Этот случай — типичный для российского рынка труда. В нашей стране увольнение по ст. 81, ч. 1, п. 7 — вещь экзотическая. Статья гласит, что трудовой договор был расторгнут в связи с совершением «виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя».
Чаще всего работодатели только грозят этим подчиненным, чтобы те исправили недочеты в работе и компенсировали убытки. Увольняют за утрату доверия редко и только в крайних случаях — например, если сотрудник пойман на воровстве.
Пионером в деле таких увольнений стал Сбербанк. Он не только занялся правоприменением редкого пункта расторжения договора, но и вывешивает на своем официальном сайте имена заслуживших недоверие со стороны работодателя.
С 1 января
Соглашение вместо недоверия
Ни один из опрошенных трудом
«Случаи, когда я теряла доверие к своим сотрудникам, были, — рассказывает Вера Елисеева, директор по организационному развитию компании „Связной“, — а увольнений в связи с этим — нет». Она предпочитает расставаться с такими работниками по соглашению сторон.
По словам эксперта, даже стопроцентная правота работодателя не гарантирует ему юридическую защиту в случае подобного расторжения контракта. «Суды часто встают на сторону работников», — рассказывает Вера Елисеева. Обычно в случае увольнения, затрагивающего репутацию сотрудника, последний идет в суд. В связи с этим работодатели предпочитают расставаться по соглашению сторон, чтобы не провоцировать выяснение отношений в юридическом порядке.
«Отстоять свою правоту работодателю нелегко, — комментирует Юлия Бороздна, руководитель практики трудового и миграционного права юридической компании „Пепеляев групп“. — Должны быть доказаны три пункта: что материальный ущерб причинен, что это совершено конкретным работником и что эти действия были совершены умышленно».
Все эти пункты в нашем законодательстве крайне размытые, поэтому их обосновать сложно: нужно составить много актов, провести инвентаризацию.
Кроме того, в трудовом договоре или должностной инструкции должно быть указано, что сотрудник несет материальную ответственность.
Применять этот закон можно только к небольшому перечню профессий, утвержденному постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 года за номером 85.
Бывали случаи, когда компания не озадачивала себя этими формальностями, доказывала наличие растраты, но привлечь к ответственности работника не могла. По Трудовому кодексу РФ запрещено привлекать сотрудника к работе, если она не прописана в контракте или инструкции. Таким образом работник формально растрачивал деньги, занимаясь не своими обязанностями, а значит, к ответственности привлечен быть не может.
Еще одним барьером к использованию этого пункта являются процессуальные сложности. В частности, работник должен сначала представить пояснение в письменной форме о том, куда делись деньги. Без него привлекать к ответственности незаконно. При этом срок возбуждения служебного расследования — до одного месяца.
Достаточно провинившемуся заболеть на несколько недель, и это поможет ему избежать ответственности.
«Обычно мы рекомендуем нашим клиентам собрать все необходимые документы для расторжения договора по ст. 81, п. 7, предъявить ему и договориться об увольнении по соглашению сторон», — рассказывает Юлия Бороздна.
В нашей стране в качестве альтернативы в случае растраты применяется расторжение контракта по ст. 81, п. 5. Оно подразумевает «неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание».
Кого можно уволить по ст. 81, ч. 1, п. 7
- Кассиры и контролеры
- Эксперты, проверяющие подлинность ценных бумаг
- Сотрудники, уничтожающие денежные знаки
- Инкассаторы и экспедиторы
- Работники, обслуживающие банкоматы и индивидуальные сейфы в хранилищах
- Лаборанты, методисты кафедр и деканатов
- Заведующие секторами библиотек
- Провизоры и фармацевты
- Зоотехники, контролирующие откорм и содержание сельскохозяйственных и других животных
- Работники, осуществляющие транспортировку, производство и реализацию ядерных и радиоактивных материалов, оружия, боеприпасов, бактериологических материалов
- Кладовщики и товароведы
- Заведующие ломбардами, кладовыми, камерами хранения
Они теряли доверие президента Путина
Владимир Логинов, бывший губернатор Корякии
Отправлен в отставку президентом Путиным 9 марта 2005 года. Главной претензией к нему был провал северного завоза в регион и неподготовленность Корякского автономного округа к зиме. Стал первым главой региона, снятым с должности президентом с формулировкой «в связи с утратой доверия».
Алексей Баринов, бывший губернатор Ненецкого автономного округа
Снят 21 июля 2006 года. Причиной увольнения стало возбуждение против него уголовного дела по статье «
Леонид Коротков, бывший губернатор Амурской области
Снят 10 мая 2007 года. Причиной стало возбужденное против него уголовное дело по факту превышения должностных полномочий. Он повысил тарифы на электроэнергию для