СМОТРИТЕ, КТО УЧИТ!

Учить бизнесу в нашей стране можно, имея о нем весьма смутное, по западным меркам, представление. "Труд" выяснил, чем занимались преподаватели различных московских бизнес-школ до того, как ими стали.

Кто только не преподает в наших бизнес-школах: бывшие помощники аудиторов, бывшие же кораблестроители и даже топографы.
Максим Ананьин, преподаватель Международной академии бизнеса в Москве, сейчас ведет в ней курсы "Экономика и управление финансами предприятия" и "Финансовый менеджмент", а раньше таскал аппаратуру на концертах звезд:
- Преподавать финансовый менеджмент я и не думал. Хотел стать врачом-хирургом, увлекался медициной, подрабатывал в городской больнице, в послеоперационной реанимации хирургического отделения. В итоге я поступил в военное училище, а с последнего курса ушел дослуживать в армию - раздумал быть офицером.
После армии я работал техником в "Москонцерте" - устанавливал оборудование. Потом я попал в компанию, которая торговала бумагой и станками. Там я работал менеджером. И мне часто приходилось работать с бухгалтерскими документами: возить их куда-то и что-то по ним получать. Ради интереса я пошел на курсы бухгалтеров, а после их окончания устроился помощником аудитора. Эта работа помогла мне накопить практические знания в области бухучета. Потом я пошел учиться в Институт профессиональных финансовых менеджеров и в Финансовую академию. В 1998-м в нашей фирме, как и во многих других, случился кризис. Меня он сильно разозлил, и я решил преподавать. В Финансовую академию меня не взяли, а вот в ИПФМ приняли, только мне пришлось пройти полугодовые курсы тренингов для преподавателей. Я стал тьютором - консультантом, или помощником в самообразовании студентов. Сначала я работал по тем программам, которые предоставлял институт, потом стал разрабатывать свои. В Международную академию бизнеса попал по рекомендациям своих бывших клиентов в области аудита и бывших студентов.
Сергей Митрофанов, преподаватель Moscow Business School, ведет в ней курс "Качество услуг". Когда-то Сергей работал в Промстройбанке начальником отдела продвижения розничных услуг, а затем в страховой компании AIG-Россия региональным представителем в Санкт-Петербурге:
- В Moscow Business School я преподаю уже полтора года. Не скрою, это не было моей мечтой. Я окончил кораблестроительный факультет Высшего военно-морского инженерного училища в Питере. А когда рухнул Советский Союз и перестали что-то значить слова "социалистическая экономика", я, чтобы понять новые отношения, пошел учиться на экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Работал в разных фирмах и постоянно ощущал недостаток знаний. Это подтолкнуло меня поступить в питерский филиал Стокгольмской школы экономики. Сейчас я в первую очередь топ-менеджер компании по предоставлению брендинговых и консалтинговых услуг. Главой этой компании является Томас Гэд - ключевая фигура в области брендинга в мире. И преподавание системы, методологии брендинга, разработанной Томасом, - одна из услуг компании. Так вот, работая с клиентами, я убедился, что в России недостаточно управленцев среднего звена. Это сильно затрудняет мою работу, понижает ее эффективность и эффективность всего российского бизнеса. Поэтому я пошел преподавать в бизнес-школу. Можно даже сказать, что в какой-то мере я делаю это и для себя, чтобы потом мне было легче находить общий язык со своими партнерами. Понимая, что для преподавания недостаточно хорошо знать свой предмет, надо еще уметь объяснять, я окончил еще и специальные курсы по коммуникации.
ТЫ КТО ТАКОЙ?
Для того чтобы стать преподавателем в западной бизнес-школе, нужно иметь научную степень, опубликованные труды и массу рекомендаций от тех, кто уже считается признанным авторитетом как в области преподавания, так и бизнесе как таковом. В государственных бизнес-школах России тоже требуется научная степень по предмету, который ты хочешь преподавать. На негосударственные бизнес-школы это правило не распространяется, формально никакой степени иметь не обязательно. Максим Ананьин является кандидатом экономических наук, у Сергея Митрофанова никакой научной степени нет, а еще один наш собеседник, тоже преподаватель Московской школы бизнеса, и вовсе не имеет высшего образования. Что его абсолютно не смущает.
Максим Ананьин:
- Чтобы стать преподавателем в России, необходимо либо иметь признанный научный труд и рекомендации, либо достижения в области бизнеса, например создание крупной компании. Я написал учебник на основе наработанного в бизнесе опыта и послал его Филиппу Дану. Это один из авторитетов в области бухучета в Великобритании. Человек обо мне узнал, отзывы были положительными. Я, конечно, не стал знаменитым, но признание Филиппа Дана имеет большое значение.
Дмитрий Дербин, преподаватель Moscow Business School, курс "Международные технологии брендинга":
- Я только пробую себя в качестве преподавателя, а по образованию я топограф, окончил топографический техникум. Мне больше и не нужно, у мекня огромные практические знания. В 90-е годы в Санкт-Петербурге я был одним из основателей дизайн-студии "Коруна". Она успешно работает и сейчас, только уже в качестве Coruna Branding Group. Сейчас я являюсь только владельцем определенного количества акций компании, а работаю в BrandingFlight в качестве топ-менеджера. В бизнес-школу меня пригласили читать курс брендинга в рамках деятельности этой компании.Я согласился, потому что хочу передать накопленный опыт, который целиком и полностью сформирован на практике.
МЕЛОЧЬ, А ПРИЯТНО
По словам наших собеседников, большинство их знакомых преподавателей бизнес-школ либо имеют собственный бизнес, либо занимают руководящие должности в крупных компаниях. Преподавание - не просто их хобби, оно приносит неплохой доход и является хорошим помощником для привлечения новых клиентов. Те люди, кто когда-то проходил у них обучение, потом становятся их партнерами по бизнесу. Это приятная сторона преподавательской деятельности. А есть ли неприятная?
Максим Ананьин:
- Все преподаватели хотят работать в московских группах и никуда не ездить. За эти группы идет борьба. В результате преподавателя порой могут не аккредитовать либо поставить оценку ниже, чем была раньше. Пока ты все это оспариваешь, доказываешь, что не верблюд, проходит год, в течение которого ты работаешь не в Москве, а в регионах. Возвращаешься - все, твоя группа занята. Такие вещи портят здоровье и силы, и на восстановление репутации и положения уходит много времени.
Сергей Митрофанов:
- В преподавательской деятельности иногда мешает разница во времени, потому что приходится ездить и читать курсы на предприятия далеко за пределы Москвы. Бывает, что слушатели подходят и просят порекомендовать литературу для изучения. Я-то могу, но загвоздка в том, что специальной литературы на русском языке у нас в стране очень мало. В моем списке много французской и английской литературы. А люди не могут ее прочесть, и это часто мешает.
ЗАРПЛАТЫ
1500
рублей за час - минимальная ставка начинающего преподавателя
4000
рублей за час - минимальная ставка опытного преподавателя
8000
рублей за час - ставка западного преподавателя
КТО ПРЕПОДАЕТ В ЗАПАДНЫХ ШКОЛАХ БИЗНЕСА
l Чтобы стать бизнес-преподавателем в Европе или США, необходимо иметь научную степень и признание. Выявляется оно специальной комиссией по присвоению степеней. Она рассылает многим людям, уже имеющим научные степени, простой вопрос: "А знаете ли вы этого человека?" Если приходит достаточное количество положительных ответов, значит, претендент выступал на конференциях и его научные работы известны, он имеет шанс на получение регалий. Если же нет, вывод таков: "Кандидат не достоин получения научной степени".
l Преподаватели без степени на Западе тоже есть. Они могут вести со слушателями практические занятия. Нередко зарубежные школы бизнеса привлекают известных топ-менеджеров, например работников крупных банков. В них можно встретить даже бывших россиян.
l Наши преподаватели в западных бизнес-школах не в почете. Это объясняется отношением Запада к российской экономике. Там справедливо считают, что она пока в недостаточной степени развита, а если так, то и нашим бизнесменам нечему научить западных слушателей.