Посол, по сути, отмел упреки в проведении США политики двойных стандартов, вновь указав на то обстоятельство, что решение в августе этого года о предоставлении чеченскому экстремисту Ильясу Ахмадову политического убежища было принято судебными инстанциями, которые "независимы от правительства де-факто и де-юре". Суд, по его словам, может не разделять и не придерживаться внешнеполитических ориентиров правящей администрации.
А эти ориентиры, похоже, сейчас подвергаются корректировке. "Черная метка" для Басаева стала следующим шагом после того, как еще в августе Белый дом отдал распоряжение заморозить его личные банковские счета, а ряд официальных лиц и ведомств отнес его к категории преступников. Так, в заявлении министерства финансов США было записано, что Басаев (наравне со взорванным в Дохе экс-президентом так называемой республики Ичкерия Зелимханом Яндарбиевым) представляет собой особо опасного международного террориста. Одновременно госсекретарь Колин Пауэлл заявил: деятельность Басаева может представлять угрозу американским гражданам, национальной безопасности США, внешней политике и экономике страны. Наконец, заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж поставил Басаева вне законов цивилизованного мира, заметив, что тот "не заслуживает права на существование в наших обществах".
Новые акценты в политике Белого дома - что это: случайность или закономерность? На этот вопрос "Труду" отвечает политолог Сергей ОЗНОБИЩЕВ, директор Института стратегических оценок:
- На самом деле первые серьезные подвижки в позиции США начались еще несколько месяцев назад, задолго до трагических событий в Беслане. Что объясняется по крайней мере тремя факторами. Во-первых, появляется осознание того, что без России эффективное противодействие террористической угрозе невозможно. Во-вторых, в год президентских выборов это ответ на критику со стороны демократов: мол, республиканцы якобы "упустили Россию". К слову, такие же упреки республиканцы прежде отвешивали находившимся у власти демократам. И, наконец, наша довольно сдержанная позиция по поводу действий США в Ираке и расширения НАТО, после чего альянс вплотную приблизился к нашим границам, подвигла команду Буша на то, чтобы воздать моральную поддержку России и тем в известной мере отдает ей "должное".