"МУМБАИ И БЕСЛАН - ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ"

В результате парламентских выборов весной этого года в Индии сформировано новое правительство. На смену коалиции во главе с Бхаратия джаната парти пришел возглавляемый Индийским национальным конгрессом (И) Объединенный прогрессивный альянс. О принципиальных подходах нового руководства страны к актуальным международным проблемам, о состоянии и перспективах двусторонних отношений между Индией и Россией с нашим корреспондентом беседует один из патриархов политической жизни Индии, лидер народной (нижней) палаты парламента, министр обороны Пранаб МУКЕРДЖИ.

НАША СПРАВКА
Пранаб Мукерджи родился 11 декабря 1935 года в Кирнахаре, штат Западная Бенгалия. Окончил университет в Калькутте, специализировался в области истории и политических наук. В 1969 году впервые избран в верхнюю палату парламента. Занимал различные посты в центральном правительстве Индии, в том числе министра финансов, торговли, иностранных дел и др.
- С учетом опыта государственной деятельности предыдущих лет как вы могли бы охарактеризовать современное состояние и перспективы стратегического партнерства между нашими странами?
- С удовлетворением могу сказать, что партнерство Индии с Российской Федерацией прошло испытание временем и продолжает развиваться на основе преемственности, доверия и взаимопонимания. Знаменательно, что охватывает оно различные области, включая политическую, торгово-экономическую, научно-техническую, культурную и, конечно, военно-техническую. Все это имеет чрезвычайно важное, стратегическое значение для обеспечения безопасности и экономического развития двух наших стран.
- Как сегодня, по прошествии первых 100 дней работы в составе нового кабинета министров, вы оцениваете наши отношения в области ВТС?
- Россия по-прежнему единственная страна, с которой Индия имеет механизм сотрудничества в области обороны на правительственном уровне. Во всех родах войск Индии имеется вооружение, изготовленное в вашей стране. Сохраняется практика направления наших специалистов на подготовку в различные учебные заведения России. Успешно осуществляются проекты совместной разработки и производства различной военной техники - самолетов, танков, кораблей, орудий, а также амуниции и т.п. Так, наиболее важными вехами нашего сотрудничества последнего времени стали сооружение в России современных фрегатов для ВМС Индии; заключение соглашения о приобретении Индией авианесущего крейсера "Адмирал Горшков", самолетов палубной авиации МиГ-29 К, проект использования военно-транспортного самолета Ил-76 в качестве носителя для системы дальнего радиолокационного оповещения. В перспективе, надеюсь, этот перечень будет расширен.
- На фоне замершего в последние годы сотрудничества между Россией и Индией в сфере экономики и торговли ВТС, безусловно, остается своеобразным маяком. Однако так ли все здесь безупречно?
- Конечно, имеются и проблемы. Они достаточно хорошо известны обеим сторонам. Что касается Индии, то сегодня, основываясь на опыте нашего сотрудничества, мы заинтересованы в расширении практики совместных разработок и производства оборонной продукции. Актуальными становятся такие вопросы, как обеспечение гарантий качества, повышение ответственности за соблюдение сроков выполнения контрактов, налаживание рекламы совместной продукции, прямых контактов с российскими предприятиями-производителями. Совершенствования требует и работа банков, задействованных в обслуживании ВТС. Организованная должным образом их работа, "сопрягаемость" российских и индийских банковских структур позволили бы придать больший динамизм нашему взаимовыгодному сотрудничеству.
- Индия является ядерной державой. Какое место в стратегической военной доктрине Индии занимает ядерное оружие?
- Индия - зрелая ядерная держава, которая со всей серьезностью относится к проблеме обладания возможностями в этой области. Представляя свою военную доктрину как базирующуюся на минимально достаточном сдерживающем потенциале и соблюдении принципа неприменения его первым, она наглядно продемонстрировала оборонительный характер своего подхода, характеризующегося сдержанностью и ответственностью.
- Каково отношение Индии к проблеме международного терроризма?
- Терроризм превратился в глобальный, не замкнутый в рамках национальных границ феномен, и потому для противодействия ему необходимы последовательные и всеобщие усилия. Недавняя варварская вылазка террористов в Беслане в очередной раз продемонстрировала масштабы глобальной террористической сети. И Индия, и Россия непосредственно сталкиваются с терроризмом - будь то Мумбаи (в 1985 году в результате взрыва террористами индийского авиалайнера "Канишка" погибли 300 пассажиров; серией взрывов была предпринята попытка парализовать работу биржи и других финансовых организаций Бомбея, как прежде назывался Мумбаи. - А.Н.) или Беслан.
Вызовы со стороны террористов сегодня приобретают иные масштабы и становятся более опасными в контексте проблем с распространением оружия массового поражения.