Причина: с начала года цены на моторное топливо здесь выросли на 20 - 25 процентов. И повысил их именно "ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт", который контролирует около 90 процентов розничного рынка нефтепродуктов республики.
Инициативу Федеральной антимонопольной службы, которая начала борьбу с не-обоснованным и бессовестным повышением цен на все и вся, можно приветствовать. Однако перспективы данного судебного разбирательства выглядят весьма туманными.
Ведь на прошлой неделе заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов заявил, что в среднем по России цены на бензин только "за последнее время" выросли примерно на 22 процента. Получается, что хозяйничающий в Коми монополист "ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт" лишь поддерживал в регионе среднероссийские темпы бензиновой инфляции.
Но сами эти темпы поражают воображение: по данным того же Андрея Шаронова, в течение всего летнего сезона рост цен на бензин на внутреннем рынке примерно в три раза (!) опережал рост инфляции. Правда, с 1 октября Минэкономразвития пообещало снижение цен на "горючку". "Это произойдет из-за снижения спроса как на дизельное топливо, так и светлые нефтепродукты в связи с окончанием летнего сезона", - оптимистично заявил зам. руководителя МЭРТ. Но, к примеру, на Дальний Восток его прогноз, скорее всего, не распространится. Как заявляет руководитель Приморской топливной ассоциации Олег Назаров, "в крае сейчас сложилась очень сложная ситуация с наличием некоторых видов автомобильного топлива, в частности, ощущается острая нехватка на некоторых автозаправочных станциях бензина высокооктановых сортов". Аналогичная информация поступает и из некоторых других регионов.
В чем же дело? Почему наша страна, ставшая нынче одним из основных поставщиков нефти и нефтепродуктов на мировой рынок, не в состоянии снабдить свои, российские бензозаправки моторным топливом по божеским ценам?
В Министерстве экономического развития считают, что главная причина - в отсутствии внутри страны биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, где должна устанавливаться "справедливая цена" на них. "Эта задача должна быть решена", - неоднократно заявлял министр Герман Греф. Воз, однако, и ныне там. Не так давно представители Российского топливного союза предложили в качестве одного из методов регулирования цен создать в России три биржевые площадки, на которых госкомпании "Роснефть" и "Транснефть" при необходимости проводили бы топливные интервенции - то есть выброс на рынок дешевых партий топлива.
Но это невыгодно российским нефтяным олигархам, в руках которых находится внутренний, донельзя монополизированный рынок нефтепродуктов. То есть Федеральной антимонопольной службе в пору подавать в суд не на отдельных региональных монополистов, а на всю порочную систему нефтяных ВИКов (вертикально интегрированных компаний) в целом. Это они, по сути, "держат страну за горло".
Противники демонополизации российского нефтяного рынка кивают на США: мол, там и нефтяные биржи имеются, и на каждом перекрестке бензином торгует с десяток компаний, а цена на нефть уже перевалила за 50 долларов за баррель, и цены на бензин на прошедшей неделе снова поднялись на 5,1 цента до 1,917 долларов за галлон.
Но если американцы могут себе позволить такие цены, то мы - вряд ли. США, как известно, сегодня крупнейший импортер "черного золота", мы - крупнейший экспортер. Власть обязана это учитывать и регулярно "играть" на этом. Тем более что большинство экспертов прогнозируют с наступлением зимы новый рост розничных цен на нефтепродукты. Ибо оптовые цены уже поднялись.