СТАКАН С ОПИЕМ

К генерал-майору, командиру первой бригады быстрого реагирования войск МВД Республики Таджикистан Сухробу Касымову я отправился с важной для него информацией. Вот она: "Под председательством судьи Согдийского областного суда Дододжона Гадойбоева начался процесс над десятью участниками вооруженного мятежа, поднятого полковником Махмудом Худойбердыевым в ноябре 1998 года в городе Худжанде. Они обвиняются по нескольким статьям УК РТ, в том числе: "бандитизм", "организация преступного сообщества" и "насильственный захват власти" или "насильственное удержание власти".

- Сухроб-ака, кажется, ваших "крестничков" судят?
- И поделом. С бандой Худойбердыева ребятам из нашей бригады пришлось повозиться. Но, как видишь, мы здесь, а они где?
- Однако на скамью подсудимых попала только часть мятежников. Одни погибли, другие ушли. Да и о самом Махмуде Худойбердыеве ходят разные слухи: кто говорит, что убит, кто утверждает, что где-то скрывается.
- Худойбердыев жив и, наверное, мечтает возвратиться в Таджикистан на белом коне.
- А вы не боитесь, что в теперешней ситуации, когда в соседнем Афганистане происходят такие события, мятежный полковник, его сторонники и прочие доморощенные экстремисты поднимут головы и попытаются половить рыбку в "мутной воде"?
- Нет, не боюсь. Но дополнительные меры предосторожности принимаем и всегда готовы отразить любое нападение или провокацию экстремистов.
- Вы и раньше говорили, что бригада всегда начеку. Но вот вылез же из логова некий Рахмон Сангинов по кличке "Гитлер". И недавно - в июне. Перекрыл движение на трассе Душанбе-Гар, собирался идти на таджикскую столицу...
- Он не только планировал, но и пошел, - уточняет генерал. - Большой отряд Рахмона-Гитлера пытался пробиться в столицу с севера, но тут его встретили бойцы моей бригады. Ночью. В результате перестрелки мои ребята уложили семерых бандитов, остальные отступили. А потом нам приказали освободить дорогу на Гар. И мы сделали это буквально за два часа. Так что сомневаться в боеспособности бригады быстрого реагирования вряд ли стоит. А почему Рахмона-Гитлера не отловили раньше, то тут, пожалуй, моей вины совсем немного. Основная задача подразделения - охранять столицу и подавлять разные экстремистские выступления на территории республики. По поводу банды Рахмона-Гитлера скажу так: это было, пожалуй, последнее преступное формирование, которое отважилось на такую крупную акцию.
- Известно, что одним из фронтов армии талибов командует Джумабой Намангани. В свое время он воевал в Таджикистане против правительственных войск на стороне объединенной оппозиции. А после установления мира в вашей республике бежал к себе в Узбекистан, потом перебрался к талибам. Так что, вполне вероятно, Намангани, если в Афганистане прижмут всерьез талибов, вернется в Таджикистан.
- Ну что ж, встретим и талиба Намангани. В республике есть для этого силы. В повышенной боевой готовности не только наша бригада. Каждый таджик, который носит форму - военную, милицейскую, спецназовскую, - готов сейчас к бою. А кроме того, есть российская 201-я мотострелковая дивизия, коллективные силы быстрого развертывания, куда четыре среднеазиатских государства направили по батальону. Талибам в Таджикистане делать нечего.
- А вообще вы встречали в республике человека, который бы симпатизировал Усаме бен Ладену? Все-таки вы имеете дело с особым контингентом, скажем, не очень миролюбивым...
- Какие симпатии? Надо быть полным отморозком, чтобы симпатизировать Усаме. Я не раз бывал в Афганистане, разговаривал с людьми. С пуштунами тоже. Так вот, многих из них просто возмущает, что талибами (пуштунами) руководит араб. Это - одно. Другое: Усама бен Ладен - больной человек, наркоман. Сведения - от приближенных бен Ладена. Каждое утро он принимает пару стаканов разведенного опия. Это помогает ему унять боль во всей правой части тела, которая постепенно парализуется, и прийти в себя. Человек всего боится, даже солнечных лучей, как и "положено" наркоману. Когда он передвигается, на палках над ним несут полотно, чтобы укрыть от солнца...
- Почему на палках?
- Да он сильно высокий - два метра 8 сантиметров. Тощий и высокий.
- А отчего талибы не выдают Усаму бен Ладена американцам?
- Ясно, что за Усамой стоят другие силы и сам он является орудием в чужих руках. Но именно через него поступают огромные деньги талибам. Вы вдумайтесь: может ли один, даже очень богатый господин финансировать войну, которая длится уже несколько лет, готовить террористов для всего мира, в том числе и для российской Чечни? Вот говорят, у бен Ладена много денег. Даже цифру некоторые называют. А что такое его, скажем, сотни миллионов долларов? На сколько современных танков их хватит?.. Так что американцы, если и получат Усаму бен Ладена, с терроризмом не покончат.