Всем понятно, что любое проявление общественной жизни в каждой цивилизованной стране должно быть регламентировано в соответствующем законодательном акте. Оказалось, что действующего закона о политических партиях в России попросту нет. Дело в том, что 8 декабря 1995 года Государственная Дума приняла Федеральный закон "О партиях". Однако 7 февраля 1996 года Совет Федерации отклонил этот документ. Согласительная комиссия фактически так и не приступила к работе из-за позиции сената.
Дебаты о необходимости создания нового закона о партиях ведутся уже давно. Несколько последних месяцев особенно остро обсуждается тема сокращения числа партий. Инициатором подготовки нового проекта стала думская фракция "Единство". А сам документ, состоящий из 37 статей, разработал зампред Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев. В проекте записаны права и обязанности, процедура регистрации и основания для запрета политических партий.
Если данный закон будет принят в его первоначальной редакции, то политические партии становятся основными политическими организациями, существующими в России, а законодательство о политических партиях выделяется из общего Закона "Об общественных объединениях". Такое положение, по мнению специалистов, характерно для многих стран мира.
Согласно законопроекту политической партией может называться лишь "добровольное самоуправляемое объединение граждан", созданное на основе индивидуального членства. Юридические же лица не могут выступать в роли учредителей. В документе указаны три категории партий - общероссийские, межрегиональные и региональные. Интересно, что должностные лица органов государственной власти (в том числе президент, премьер-министр и министры) и органов местного самоуправления имеют право становиться членами политических партий. Однако по закону при "исполнении своих обязанностей госслужащие не могут быть связаны решениями политических партий и должны руководствоваться только законом и своими должностными инструкциями".
Самые интересные, думается, нововведения А. Чуев предлагает в разделе финансирования. С целью ослабить зависимость партий от олигархических финансовых структур в проекте закона предусмотрена возможность государственного финансирования, увязанного в том числе с результатами участия в выборах. Иначе говоря, часть денег от государства они будут получать в момент регистрации, а часть - по итогам выборов.
По мнению Чуева, общие затраты на реализацию данного законопроекта составят 3 264 624 рубля в год, что "существенно не отразится на бюджете Российской Федерации". Согласно 33 статье федеральный закон вступит в силу со дня его официального опубликования. В "Труде" не стали гадать, когда именно будет принят данный закон, и обратились за комментарием к его автору - Александру ЧУЕВУ:
- Александр Викторович, каковы перспективы принятия вашего проекта закона в Государственной Думе?
- Существуют два варианта дельнейшей судьбы законопроекта. Если я при поддержке фракции "Единство" буду напрямую вносить его на заседание Государственной Думы, то перспективы принятия очень хорошие. Но существует и другой путь развития ситуации. Возможно, я направлю данный документ президенту Российской Федерации. В принципе общая поддержка в Думе у проекта закона о политических партиях есть. В любом случае, данный вопрос будет решен в ближайшую неделю.
- В законопроекте записано, что президент может быть членом партии. Тем самым вы закрываете дискуссию о надпартийном положении главы страны?
- Я не считаю, что глава государства может постоянно быть в надпартийном положении. На мой взгляд, управление государством - это реализация определенной политики, стратегии и тактики. Так или иначе, президент должен опираться на определенную программу. И если это не программа какой-то партии, то речь идет о программе кого-то еще. Так пусть лучше будет программа партии, которую все знают.