Репортаж из сибирского города шахтерских династий
Накануне Дня шахтера в Красноярском крае с размахом отметили 70-летие Бородинского разреза. Одно из крупнейших угольных месторождений открыли в 1949 году. Именно здесь впервые в стране была преодолена отметка в миллиард тонн добытого угля. И это далеко не предел. Разрез – часть Канско-Ачинского буроугольного бассейна, у которого нет аналогов на планете. Там хранится 600 млрд тонн топлива. О том, чем гордятся на предприятии и каким видят его будущее – в репортаже спецкора «Труда».
Крупнейшее в России предприятие открытой угледобычи носит имя легендарного министра угольной промышленности СССР Михаила Ивановича Щадова. Оно входит в структуру Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК). Здесь ежегодно извлекают на белый свет по 22 млн тонн угля. А три года назад, в феврале 2016-го, впервые в отечественной угольной отрасли предприятию удалось преодолеть миллиардный рубеж. Топливо отгружается на все ТЭЦ Сибири, на нужды ЖКХ и оборонного комплекса Дальнего Востока.
Даже со смотровой площадки непросто окинуть этот разрез взглядом. Его глубина – до 100 метров, а площадь – 7 на 2 километра. После инструктажа, надев желтый жилет и горняцкую каску, отправляюсь в ПАЗике к здешнему роторному чудо-экскаватору ЭРП-2500, напоминающему космического монстра из фантастического фильма. Рядом с ним чувствуешь себя лилипутом. Высотой эта махина с 10-этажный дом, а весит она 1860 тонн – как 1200 легковых авто.
«Стружку» с угольного пласта легко снимает роторное колесо, на котором установлены 18 ковшей емкостью по 330 литров каждый. Из ковшей уголь попадает на конвейер и отгружается прямо в железнодорожный вагон. А дальше он идет туда, где нуждаются в тепле. Производительность машины – более 3 тыс тонн в час. Один такой монстр за сутки выдает угля больше, чем некоторые разрезы за год. А здесь используются три экскаватора!
Вагон загружаем за минуту, бывает и быстрее, – утверждает заслуженный шахтер России старший машинист ЭРП-2500 Владимир Кукса. – Техника постоянно модернизируется. Если раньше роторные экскаваторы управлялись рычагами, то сейчас джойстиком. Агрегаты напичканы датчиками...
Как рассказал вашему спецкору генеральный директор «СУЭК – Красноярск» Андрей Федоров, сейчас специалисты компании тестируют на роторном экскаваторе режим автокопания, при котором машина может работать без участия человека – от оператора требуется лишь контролировать процесс. Это станет первым опытом применения «беспилотной» техники в угледобывающей отрасли. «На разработку технологии ушло около года. Надеюсь, до конца года запустим ее в полноформатном режиме», – говорит Федоров.
Шахтерский город Бородино с 16 тысячами жителей – в двух часах езды от Красноярска. По легенде, свое название он получил от села, основанного солдатами Семеновского полка, участниками Отечественной войны 1812 года, сосланными в Сибирь после восстания в полку в 1820-м. А статус города Бородино получил в 1981 году. В центре его теперь возвышается памятная стела, установленная в честь первого добытого миллиарда тонн угля. На ней высечены фамилии 268 горняков – полных кавалеров знака «Шахтерская слава» и героев Труда – как благодарность за славный труд и пример для будущих горняцких поколений.
Как рассказал «Труду» управляющий Бородинским филиалом «СУЭК-Красноярск» Николай Лалетин, сегодня на разрезе трудятся полторы тысячи человек. Вслед за развитием технологий шахтерская профессия меняется: уменьшаются риски, физическая нагрузка, все больше труда интеллектуального. Возникает потребность в высококвалифицированных специалистах. Кадры Бородинскому разрезу поставляют региональные вузы, дополнительную подготовку выпускники проходят на самом предприятии. Шахтерские династии здесь не редкость.
- Если нас всех собрать, общий стаж получится не меньше 200 лет, - рассказывают мне горняки братья Александр и Николай Герменчуки.
На предприятии трудилась их мать, потом они сами и еще один брат, а теперь работают их дети. Это тот случай, когда о своем деле люди говорят с гордостью.
Компанию СУЭК называют социально-ответственной. При все возрастающей добыче здесь не забывают об экологии. Карьер постепенно движется: выбрали уголь на одном участке – возникает следующий. Но рядом с открытой добычей вырастают посаженные деревья и кусты облепихи.
- По договоренности с местными властями мы восстанавливаем лес или пашню, смотря что требуется, - говорит гендиректор Андрей Федоров. – В начале работ снимаем плодородный слой в 40 см и складируем его, чтобы потом всегда могли завезти его назад. В выработанное пространство складываем вскрышные породы и проводим рекультивацию, восстанавливая природные земли.
Кстати, дым из печей здесь скоро уйдет в прошлое. «Сибирский брикет» - новое, экологически чистое топливо. Совместно с учеными компания разработала технологию глубокой переработки бурого угля.
- Такой продукт обладает высокой теплоотдачей и экономичностью, при использовании в бытовых печах и котельных его требуется в полтора-два раза меньше, чем традиционных видов топлива, - подчеркивает заместитель генерального директора «СУЭК-Красноярск» Михаил Мангилев.
Экологичность инновационного продукта подтверждена лабораторными исследованиями и специалистами-экологами. Брикеты при сжигании не дают видимого дыма. А это, по словам начальника управления инновационных технологий и переработки угля компании Сергея Степанова, означает, что обычно выделяемые вредные вещества, в том числе и опасный бензопирен, практически отсутствуют. В Красноярске провели эксперимент: 9 тыс частных домохозяйств получили по 15 мешков брикетов. Уголь просили сжигать в определенное время. После замеров выяснилось, что новые брикеты снижают вредные выбросы до минимума.
- У меня за спиной четыре миллиарда тонн угля, - показывает в сторону еще неразработанной части Бородинского разреза зам. генерального директора по производственным операциям компании СУЭК Владимир Артемьев. - А использовали только миллиард. Думаю, и детям нашим хватит, и внукам.
Кстати
50 тысяч рублей составляет средняя зарплата шахтера Бородинского разреза. А всего здесь трудятся полторы тысячи человек.