Многим «лентяям» - любителям «собирать» туристические поездки через турфирмы - придется побороть лень-матушку и разбираться уже в суде
На днях специалисты Ассоциации туроператоров России (АТОР) подвели печальные итоги последнего месяца этого лета: продажи путевок снизились на 25-30%. Такой провал образовался за один лишь август — люди просто перестали доверять рынку. Нельзя не отметить, что это падение — первое с кризисного 2009 года.
«Нева», «Лабиринт», «Атлас», «Милана Тур», «Ветер странствий», «Интаэр», «Экспо-тур», «Нордик Стар» — названия, знакомые теперь десяткам тысяч россиян. Кто-то пострадал сам, у кого-то попали в неприятную ситуацию близкие, а другие просто отменили свои визиты в турфирмы и начали изучать маршруты самостоятельно. Чего стоит только последняя новость о страховой компании «Восхождение», которая за полтора месяца не нашла возможности начать выплаты пострадавшим туристам «Невы»! И вот уже АТОР приходится обращаться в Центробанк с жалобой.
Тем временем агентство Biletix сообщило, что рост продаж авиабилетов летом 2014 года вырос на 114% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Связать это с благоприятной экономической ситуацией и избытком денег у населения мы не можем. А вот с многочисленными банкротствами турфирм — запросто. АТОР называет это естественным, хоть и болезненным отбором. Еще бы: «Турпомощь» не справляется с натиском брошенных туристов, страховые компании откровенно смешат пострадавших суммами выплат, а вылетающий завтра турист не может предугадать, какая неприятность его ждет — просто задержка рейса (как это часто бывает с чартерами), или до самолета вообще дело не дойдет.
А как быть тем, кто в вопросах туризма полный профан? Ведь эта категория клиентов не сможет организовать свой отдых самостоятельно. В офисах турфирм часто встречаются клиенты с растерянными взглядами, которые даже не знают, куда хотят поехать и что такое «горящий тур» («А можно туда, где тепло и море есть? А на какие даты через месяц есть горящие туры?») То есть говорить о туристической грамотности наших соотечественников как минимум странно.
Иногда путешественнику просто лень сидеть на Booking.com, выяснять варианты пути из аэропорта в центр города и мониторить дешевые авиабилеты. Но давайте будем честными: сегодня на рынке появилось столько агрегаторов, которые собирают за вас все возможные варианты, которые имеют тысячу и одну опцию, что просто грех ими не воспользоваться. Билеты, прокат автомобилей, отели, апартаменты от самих жителей страны — вот они как на ладони. Тем не менее люди идут в агентства — и «попадают на деньги» по полной программе. Даже за примерами далеко ходить не надо: в нашей редакции один из сотрудников пострадал от банкротства «Лабиринта» на 100 тысяч. Страховая компания сказала, что готова вернуть... около 3 тысяч рублей. На мой вопрос, почему поездку не стали «собирать» сами, ответ оказался типичным: было лень. Теперь придется побороть лень-матушку и разбираться уже в суде.