Самая длинная в Европе крепостная стена стоит в Смоленске
Самая длинная в Европе крепостная стена — вот главная приманка для туристов, которые собрались прокатиться на уик-энд в Смоленск. Но не надейтесь ограничить свою культурную программу только смоленским кремлем. На месте вы обнаружите столько достойных внимания вещей, что придется продлевать время визита в город.
Смоленск пережил не одну войну: с поляками в 1632-1634 годах, с французами, с немцами. В августе 1812 года под стенами уже упомянутой смоленской крепости произошло тяжелое сражение, в котором русская и французская армии потеряли вместе 20 тысяч человек, а Наполеон занял пылающий город. В Великую Отечественную Смоленск бомбили, он был занят фашистами, но при этом на удивление хорошо сохранился. Не то что соседний Минск, где не уцелело почти ни одного старого дома.
В Смоленске можно найти даже здания, построенные в домонгольское время — например, краснокирпичную церковь Петра и Павла, возведенную в 1146 году. В XVIII веке ее, правда, реконструировали и пристроили к ней храм Великомученицы Варвары, но сути это не меняет. Прекрасен стилизованный под барокко дом Энгельгардта — сегодня в нем расположен Дворец бракосочетания: идеальное применение для пышного, как свадебный торт, особняка! Пройдитесь по улице Глинки (композитор родился в селе Новоспасское Смоленской губернии) и убедитесь в этом.
А на углу улиц Маяковского и Коммунистической расположен дом купца Будникова, построенный в эпоху модерна и украшенный изразцами и деталями в псевдорусском стиле. В Смоленске больше 20 храмов. Здесь четыре ухоженных парка — это очень зеленый город. Наконец, крепость. Из 38 ее башен уцелели аж 17, причем самых красивых.
Но все смоленские достопримечательности вместе взятые затмевает кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор). В этом храме уникально почти все. Взять хотя бы то, что его никак не могли толком построить. Собор возводили аж до 1677 года, но, поскольку при строительстве были допущены грубые ошибки, работы остановили. Храм перестроили и «сдали» только в 1740-м. Однако рано радовались: через 20 лет храм рухнул, причем сам, без посторонней помощи, и еще 20 лет ушло на генеральную реконструкцию.
Во время Великой Отечественной войны немцы храм не взрывали, даже пытались сохранить серебряную церковную утварь и позолоченные рамы иконостаса. Увы, при этом потеряли главное — чудотворную икону Божией Матери, написанную, по преданию, самим евангелистом Лукой. Исчезли также шлем и копье святого Меркурия Смоленского.
Этот местный святой, рожденный в Моравии, в XIII веке прославился дерзкой вылазкой в стан Батыя. Это была самоубийственная миссия! Меркурий одолел немало врагов, но, конечно, и сам был убит. Мощи святого остались в Успенском соборе, там же хранятся и его железные сандалии.
Излишним будет совет обратить внимание на пятиярусный иконостас собора, выполненный в щедром и жизнеутверждающем стиле барокко. Это один из немногих хорошо сохранившихся российских иконостасов XVIII века.
Сам собор, несмотря на свою величавость, выглядит радостным, легким и каким-то летним — наверное, из-за больших окон и стеклянных дверей. Интересные виды открываются с соборной горы. Вы увидите длинную ленту крепостной стены, которая легко карабкается по холмам. Этих холмов в Смоленске вроде бы семь, но полное ощущение, что их гораздо больше. Такой неровный ландшафт у города: вверх-вниз, сплошные «волны», через которые течет тихий Днепр.
Самые идиллические виды открываются справа от Успенского собора. Там на очередном холме раскинулись частные домики с участками: картофельные грядки и парники деловито расположились практически в центре города. И эти мещанские картинки добавляют Смоленску с его тяжелым военным прошлым совершенно чудесное и жизнеутверждающее легкомыслие.
В 18 км к югу от Смоленска (ориентир — поселок Фленово) располагается усадьба Талашкино, похожая на декорацию к русской народной сказке. Главная достопримечательность здесь — деревянный теремок, выполненный по проекту прекрасного русского художника Сергея Малютина, между прочим, автора русской матрешки. (По его же эскизам построен и другой шедевр — доходный дом Перцовой, здание из красного кирпича в стиле модерн, расположенное на Пречистенской набережной рядом с храмом Христа Спасителя в Москве.) Теремок похож на дорогую игрушку, щедро покрытую художественной резьбой.
Другое знаменитое здание усадьбы Талашкино — храм Святого Духа, богато украшенный керамической плиткой, витражами, росписью. На его портале — мозаика Спас Нерукотворный авторства Николая Рериха. Она считается одной из лучших работ художника.
Усадьбу Талашкино в 1893 году купили князь Вячеслав Николаевич Тенишев и его жена Мария Клавдиевна. Княгиня и сама была художницей, коллекционировала живопись. У Тенишевых то и дело гостили талантливейшие люди России: Михаил Врубель, Василий Поленов, Виктор Васнецов, Валентин Серов, Михаил Нестеров: Стравинский работал здесь над «Весной священной», Илья Репин написал два прекрасных портрета Тенишевой. Она позировала и еще одному завсегдатаю Талашкино — Константину Коровину.
Хозяйство Тенишевых было организовано самым рациональным образом и приносило доход. А поскольку супруги были увлечены идеей возрождения народного искусства, они создали у себя прекрасную утопию, где все включая крестьян жили высокодуховной творческой жизнью. В талашкинских художественных мастерских, где Мария Клавдиевна собрала лучших в округе резчиков и вышивальщиц, создавались декоративные вещи в традиционном русском стиле. Супруги открыли школу для крестьянских детей, создали театр и балалаечный оркестр. В теремке была библиотека. Для крестьян Тенишевы организовали бесплатные курсы ботаники, на которых выписанные из Петербурга профессора читали лекции о способах увеличения урожая.
Счастливая жизнь усадьбы закончилась в 1903 году, когда умер князь Тенишев. Вдова продолжала, как могла, заниматься меценатством и образованием простого крестьянского люда. Но с началом Первой мировой войны мастерские закрылись. В 1917-м Мария Клавдиевна успела эмигрировать в Париж, где и скончалась 10 лет спустя. Она не узнала, что выученные ею повзрослевшие крестьянские дети в начале 1920-х выбросили из склепа прах ее мужа и изрядно изуродовали храм и теремок. Последний, кстати, горел во время Великой Отечественной.
Но, к счастью, шедевры деревянного зодчества восстановили. И теперь вы можете увидеть их каждый день с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последнего четверга каждого месяца.
Как добраться
Каждый день через Смоленск проходят 14 московских поездов, следующих в Брест, Варшаву, Минск, Калининград, Гродно, Париж: Время в пути — от 4 ч 37 мин. до 6 ч 37 мин. Стоимость билета — от 468 рублей (общий вагон) до 4618 рублей (СВ).
В 20.00 от московской автостанции «Тушино» отправляется в Смоленск автобус и прибывает на место в 2.30 ночи. Стоит это сомнительное удовольствие 600 рублей. Наверное, самое правильное решение (особенно если едете компанией) — добираться до Смоленска на машине. Это около 400 км по трассе М1. Если удачно минуете пробки в ближайшем Подмосковье, то проедете это расстояние примерно за 5,5 часа. Дорога отличная, лишь возле Москвы — традиционный ремонт со всеми вытекающими последствиями. Да в самом Смоленске и на подъездах к нему состояние асфальта такое, будто по нему ездили еще наполеоновские обозы.
Гостиницы
Если обедать и развлекаться в Смоленске дешево и приятно, то ночевать там дорого и не слишком уютно. Плохо оснащенные двухместные номера в отелях далеко не лучшего качества стоят от 2500 рублей за ночь. Километрах в 15 от города можно найти коттеджи, аренда которых обойдется в 3500 рублей на двоих без завтрака. Дешево (но уж совсем неуютно) можно переночевать разве что в хостелах. Там койко-место в общей шестиместной комнате стоит 500 рублей.
Питание
Хинкально-шашлычных заведений в Смоленске мало. Ресторан с избитым названием «Старый Баку» — скорее исключение из этого печального правила. Доминирующая кухня — русская и европейская, что бы это ни значило. Впрочем, чаще всего это означает обилие свинины в мясном разделе меню плюс широкий выбор пасты и пиццы. От души поужинать и выпить вина в относительно солидном заведении можно всего за 500 рублей.