Из чего же сделаны эти мальчишки?

Раздельное обучение снова входит в моду 

18 июля 1954 года после многочисленных споров о раздельном и совместном образовании в СССР все-таки ввели совместное обучение в школах мальчиков и девочек. Предполагалось, что это будет хорошим шагом к улучшению дисциплины, так как раздельное обучение якобы отрицательно влияло на развитие детей.

В виде аргументов родители предъявляли многочисленные факты. Например, такие: «при раздельном обучении у мальчиков и девочек не вырабатывается правильных товарищеских отношений», «традиционные низкая успеваемость и дисциплина в мужских школах»,«грубость, неряшливость, пренебрежительное отношение к девочкам».

Этот опыт имел свою историю. Так, во всех средних учебных заведениях дореволюционной России обучение было раздельным. И объем знаний, который давался в женских школах, значительно отличался от того, который получали мальчики. Такой подход объяснялся очень просто: у мужчин и женщин разные роли в жизни. В XIX — начале XX века мальчики готовились для публичной сферы, а девочкам предназначалось быть хранительницей домашнего очага. Соответственно, программы обучения сильно различались. Считалось, что умственное развитие женщины слабее мужского.

Прошло почти 60 лет — и вот снова заговорили о школах раздельного обучения. Но нужно ли это разделение сегодня? В чем его плюсы и минусы? Попробуем разобраться.

В Москве сейчас работает порядка 10 школ, где есть раздельные классы. Но дети встречаются на переменах и во время внешкольных мероприятий. Родители, отдавая малышей в подобные школы, руководствуются многими причинами. Самый популярный довод — желание оградить ребенка от грубости ровесников. Также родители считают, что в «своей обстановке» дети чувствуют себя увереннее, не боятся попасть в неловкое положение перед девочкой или мальчиком, который нравится.

А еще совместное обучение отвлекает ребенка на посторонние от учебы вещи: ребята влюбляются и перестают полноценно заниматься. Директора таких школ уверены, что дети в раздельных классах усваивают материал намного лучше. Кроме того, с учетом различия между умственным развитием девочек и мальчиков в таких классах существуют специализированные программы. Например, известно, что девочки лучше усваивают материал при неоднократном повторении, а мальчики — на показательном примере; мальчики быстро решают новые задачи, хуже — стереотипные, девочки же наоборот.

Но существует и ряд минусов, из-за которых многие остерегаются подобных школ. Самый большой страх — ребенок не сможет нормально общаться с противоположным полом и впоследствии не сумеет создать семью или полноценные отношения в трудовом коллективе. То есть девочки и мальчики просто не научатся понимать друг друга. Именно поэтому классы для девочек и классы для мальчиков располагаются под одной крышей, чтобы во время перемены дети могли общаться.

Вот что думают о раздельном обучении преподаватели. Ирина Макалова, преподаватель истории и завуч казанской школы № 4, считает, что «раздельное обучение — это пройденный неудачный этап в истории советской школы, удачным это может быть при обучении на уроках физкультуры, так как девочки и мальчики имеют разное физическое развитие».

А вот Елена Сенина, преподаватель русского языка и литературы из города Кольчугино (Владимирская область), думает, что «было бы очень хорошо сделать обучение гендерным». «У нас бывали ситуации, когда девочек и мальчиков ненадолго разделяли, — рассказывает она. — Скажем, сначала одни идут на медосмотр, потом другие. И мальчишки говорят: «О, насколько лучше мы занимаемся без девчонок!» Оптимальным был бы вариант создать раздельные классы, но в одной школе. Рабочая атмосфера улучшилась бы в таких классах. И мне кажется, это было бы эффективно в среднем звене, но не в старшем».