ЕЛЕНА ЦЫПЛАКОВА: ИСКУССТВО - РАБОТА ОЧИЩЕНИЯ

С Еленой Цыплаковой корреспондент "Труда" встретился в Калуге, куда известная актриса и режиссер была приглашена на XII Международный кинофорум "Золотой Витязь" в качестве председателя жюри секции дебютных и студенческих фильмов. За 30 лет работы в кино она снялась более чем в 40 фильмах, среди которых - такие хиты, как "Не болит голова у дятла", "Школьный вальс", "Адам женится на Еве", "Мы из джаза", "Гардемарины, вперед!"... Достижения Цыплаковой-режиссера не столь впечатляющи по количеству, но тоже весьма значительны. За свою дебютную картину "Камышовый рай" (1989) Елена получила награду "Лучшему новому режиссеру" на МКФ в Сан-Себастьяне-90 и приз кинофестиваля "Сталкер-95". Второй ее фильм "На тебя уповаю" (1992) был отмечен Гран-при "Хрустальная слеза" на кинофестивале "Магнитогорск-94". А не так давно в телеэфире с успехом прошла последняя по времени работа режиссера - 24-серийный фильм "Семейные тайны".

- Елена, вы впервые попали на съемочную площадку в 14 лет. Звездную болезнь пережили без особых осложнений?
- Режиссер моего первого фильма "Не болит голова у дятла" Динара Асанова создала вокруг нас, подростков, такую удивительную атмосферу, которая не позволяла возомнить о себе не весть что. Она учила не бояться искренности, потому что лицемерие отвратительно. Сама Динара в жизни была предельно честным человеком, повторяя, что живет так, как чувствует. Конфликт поколений происходит еще и оттого, что взрослые нередко говорят одно, думают другое, а делают вообще третье. Каково все это наблюдать ранимой юной душе?
- В школе вы, конечно, сразу оказались в центре особого внимания?
- Да. Но я старалась не зацикливаться на незначительных проявлениях детской зависти или злорадства со стороны некоторых ребят. К счастью, у нас был дружный класс, где я по-прежнему держалась в простоте и рассказывала о киносъемках всем, кому это было интересно. Я ведь в кино пришла без мечты стать актрисой, поэтому спокойно относилась ко всем удачам и промахам. А когда первый раз увидела себя на экране, даже подумала: "Какой кошмар!"
- Вам удавались не только лирические, но и сатирические образы, как, например, Кэт - подружка героя Михаила Боярского в "Д'Артаньяне и трех мушкетерах"...
- Это комедийная роль. Сатирой можно назвать мою работу в картине "За прекрасных дам", но я не люблю ее. И вообще недолюбливаю сатиру. Мне всегда было интересно разбираться в сложных образах. Но режиссеры чаще предлагали играть "голубых героинь". Меня тогда коробило, казалось, что такого в жизни не бывает. Ведь в человеке есть все - и хорошее, и плохое. Вот роль в фильме режиссера Павла Любимова "Школьный вальс" мне очень нравилась. Там по сюжету моя Зося полюбила одноклассника и решила родить от него ребенка даже после того, как возлюбленный предал ее.
Я тогда восхищалась ею: яркий характер, внутренне сильный человек, который не только все делает по-своему, но и полностью отвечает за свои поступки. Но сейчас я уже по-другому оцениваю свою героиню, в характере которой, на мой взгляд, слишком много гордыни. В этом смысле мне ближе моя медсестра из фильма "Счастливая Женька", которая одна растит пятилетнего сына и вынуждена вкалывать на двух работах, но она всегда жизнерадостна и никогда не сетует на внешне беспросветную судьбу.
- Слышал, что в 80-е вас постигла болезнь, поставившая вас на грань жизни и смерти...
- Во время одной из поездок с киноделегацией по Африке я заболела смертельной формой малярии, после которой чудом выжила. Потянулась череда осложнений и болезней... Но все это ушло - через покаяние и молитву. И, кстати, я обошлась без помощи каких-либо лекарств. Сейчас могу назвать себя совершенно здоровым человеком.
Когда мы покупаем, к примеру, соковыжималку, то не суем в нее, скажем, гвозди, а сначала изучаем инструкцию. У человеческого тела, как и у души, тоже есть свои инструкции. Это универсальные законы бытия - заповеди, по которым человек должен существовать, если хочет, чтобы все у него в жизни получалось и он был счастлив. У Серафима Саровского сказано: "Отведи грех, и болезнь отойдет, ибо они даются нам за грехи". И сегодня даже врачи говорят: существует зависимость между нарушениями христианских заповедей и причинами психологических и физических заболеваний...
- Почему вы, успешная актриса, вдруг пошли в режиссеры?
- Меня перестали удовлетворять те роли, которые продолжали предлагать. Наверное, "повторы" - это не так уж плохо, но меня интересовали уже другие образы, которые я не могла сыграть в силу своих физических возможностей. Если вы видели мои режиссерские работы, то понимаете, о чем я говорю. Для одних существование в искусстве - это возможность хорошо зарабатывать, для других - своеобразный способ общения... Каждый человек приносит свой плод перед Богом и людьми. Как сказано: "По плодам их узнаете их". Одни строят дома, другие пашут...
- Можно сказать, что вам было мало актерской мотыги, и вы пересели на режиссерский трактор?
- Пожалуй. Так вот, я уверена, что в отличие от многих других сфер человеческой деятельности цель искусства - помочь человеку стать более совершенным, "взыскать и спасти погибшее"...
- А потрясать души?
- Трясут грушу, чтобы плоды попадали, а душу человеческую нужно разбудить, расшевелить... Вместо потрясений должен быть катарсис - очищение души через сопереживание чужой боли. Задумывая сериал "Семейные тайны", я хотела, чтобы каждый зритель подумал: "Боже мой, а ведь я тоже когда-то так делал, совершал подобные грехи, прости меня!".
Своим студентам я всегда напоминаю о той огромной ответственности, которая лежит на любом художнике. Человек общественной профессии - пишет ли он статьи, изображает ли кого-то на экране, ваяет или рисует - он внедряет свои идеи в сознание сотен тысяч людей. Но и в обыденной жизни мы для своих ближних в какой-то степени являемся учителями, даже если при этом ничего не говорим, а просто живем рядом. Одна из основных мыслей "Семейных тайн": "Какой долгий путь нужно пройти, чтобы понять простую истину - каждое наше слово, каждый поступок влияет на жизнь тех родных и ближних, которые рядом...
- Вы свое кино считаете "мужским" или "женским"?
- Смешной вопрос. И вы задаете его мне - женщине? Если говорить о творчестве, то это сфера духа, где нет разделения на мужское или женское.
- Ту жестокость постперестроечных реалий, о которой вы рассказали в 1989 году в своем дебютном фильме "Камышовый рай", не всякий режиссер-мужчина взялся бы показать.
- Картина впервые поднимала проблему современного рабства, и власти некоторых наших южных республик не допустили ее к показу. Кроме правозащитного кинофестиваля "Сталкер", ни один кинофорум страны не взял ее в свою программу.
- А не было искушения сыграть главную роль в собственном фильме?
- Всеми силами этому противлюсь. Режиссер и актриса - две совершенно разные по поведенческой психологии профессии. В "Семейных тайнах" я сама играла роль духовного целителя только потому, что это была не игра. Моя героиня говорила о заповедях и наставляла главного героя точно так же, как я сама говорю и поступаю в жизни.
- Слышал, на съемках "Семейных тайн" вы пытались культивировать религиозные обряды?
- Я никого из съемочной группы в этом не неволила. Просто сама молилась "за всех", а кто хотел - присоединялся. Те люди, кто приобщился, с удивлением замечали, что им становилось легче работать. Почему церковь всегда так настороженно относилась к актерам? Если ты оправдываешь человека, который грешит (а исполнитель обязан понять и "оправдать" своего героя), значит, ты сопричащаешься сотворенному персонажем греху. Вот почему актеров в их личной жизни так мистически преследуют те роковые ситуации, которые они сыграли на сцене или на экране. Господь сказал: "Обращу поступки ваши на головы ваши". Те актеры, что оправдали чужой грех посредством своего лицедейства, и в жизни остались его заложниками. В этом смысле, считаю, что система Станиславского вредна для духовного человека.
- В таком случае на актерской профессии нужно ставить крест?
- Вовсе нет. Если персонаж грешит, актер должен понимать, что это грех, а не пытаться оправдать его поступки скверными обстоятельствами, преступной средой или политической конъюнктурой... Когда мы обсуждали с исполнителем отрицательной роли Колей Добрыниным его роль, он у меня спросил: "Как играть негодяя?" Я ему посоветовала: "Играй как всенародное покаяние". И образ получился сильным. В нашей стремительной жизни тяжело следовать христианским заповедям. Но нужно хотя бы стремиться к этому. Почему многие идут не по дороге, а скачут по болотам и буеракам?
- Теперешнее телевидение - это дорога или болото?
- Не хочу навешивать ярлыки. Весь мир создан Богом, значит, в любой сфере человеческой жизнедеятельности, в любой профессии человек должен научиться жить по совести. Кстати, у "Семейных тайн" довольно высокий зрительский рейтинг. У нас в стране миллионы верующих, и таким людям тоже нужна своя духовная пища. Душу колбасой не напитаешь. Огромный поток информации, давящий на нас с экрана и газетных полос, - это тоже пища духовная, но с ней нужно обращаться очень осторожно. Старцы говорили: "Прикасаясь к саже, невозможно не испачкаться". Но можно сразу помыться, а можно перепачкать все вокруг. Я вам честно признаюсь, что каких-то вещей теперь сознательно сторонюсь. "Все нам позволительно, но не все полезно". Так, я убрала из домашней библиотеки много ненужных книг, заменив их такими необходимыми мне православными сочинениями. И знаете, после этих серьезных книг уже не хочется листать всякую суетную муть.
- Снимая "Семейные тайны", вы хотели переломить ситуацию на более широком, общенациональном уровне?
- Я переломила ее в себе. Возможно, мой опыт интересен и кому-то поможет. Не хочу ничего навязывать, и в этой жизни многое не могу изменить. Но если сказано, что из-за 10 праведников город пощадили, а одной молитвы Моисея было достаточно, чтобы спасти огромное количество людей, то, значит, даже один в поле все-таки воин. А я не одна...
- Как коллеги по киноцеху отнеслись к вашим теперешним взглядам?
- Когда человек начинает жить духовной жизнью, вокруг него меняется очень многое. Кто-то из старых друзей от меня отошел, но зато появилось много новых. Как ответил Иисус пришедшим к нему братьям и сестрам по крови: "Мне братья и сестры те, кто слушает Отца моего".
Готовясь к выступлению на недавнем пленуме Союза кинематографистов, открыла Библию. На глаза попалась фраза из Иезекииля, где Господь говорит: "Разве мало вам того, что пасетесь на хорошей пажити, а между тем остальное... топчете ногами вашими, пьете чистую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими, так что овцы Мои должны питаться тем, что потоптано ногами вашими, и пить то, что возмущено ногами вашими?.. Взыщу с вас за это!"
- И с этим вы обратились к киношной братии?
- Конечно. Не могу сказать, чтобы зал воспринял мою речь в единодушном порыве признательности. Это естественно. Но сказанное относится не только к кинематографистам, а ко всем людям, которым Господь дает возможность получать знания и делиться ими с другими людьми.
- А вы не боитесь совсем уйти в религию? Как, к примеру, Ольга Гобзева ушла из актрис в монахини...
- Такие вопросы меня не терзают - полагаюсь на волю Божью. Был момент, когда я совсем уже собралась уходить из профессии, но потом все же решила остаться, чтобы делать то, в необходимости чего я убеждена. Для меня режиссура - это возможность общения с огромным количеством людей. Как важно помогать человеку выработать в себе умение делать свой осознанный выбор между добром и злом. У апостолов сказано: "Совершенный человек - это тот, у кого душа навыком приучена различать добро и зло". Почему народ всегда обращался за советом к мудрецам, мыслителям, старцам? Те умели говорить о великих истинах на самом понятном, обыденном языке. Но самое главное, люди всегда будут стремиться к тому, кто говорит правду.