Отечественные историки в последние годы немало внимания уделяют политическим фигурам эмиграции. Но до деятелей культуры руки в общем-то не доходили. А.Васильев вместе с режиссером Виктором Спиридоновым восполняют этот пробел. Используя кропотливо воссозданные кадры старой кинохроники, фотографии из газет, журналов, личные архивы, мемуары, другие документы, они представляют нам впечатляющую картину послереволюционной жизни эмиграции.
В основном это была родовая аристократия, титулованные особы, которые на чужбине не опустили руки, доказали, что способны жить своим трудом. Авторы цикла главное внимание уделяют профессиям, связанным с модой. Врожденное чувство стиля, благородство, изысканность помогали русским красавицам не только стать первыми представительницами зарождавшейся в те годы профессии манекенщиц, но и создать дома моды (в одном только Париже в 20-30-е годы русских домов было около двадцати), формировать вкусы публики, создавать, как бы мы сказали сейчас, имидж мировых кинозвезд - Полы Негри, Марлен Дитрих, Греты Гарбо.
Искусство моды авторы тесно связывают с политикой, социальной историей и даже воздействием кинематографа, который уже в пору Великого немого определял многое в облике представительниц прекрасного пола. (В частности, мне не доводилось прежде слышать о том, что мода на брюнеток в начале минувшего века была связана с тем, что на черно-белых киноэкранах не очень качественная проекция "чернила" любые, даже светлые, волосы).
Но гораздо существеннее оказались исторические наблюдения авторов цикла. Прослеживая шаг за шагом пути первой русской эмиграции - от юга России через Константинополь, Берлин и Китай во Францию, создатели "Дуновения века" показывают не только победы своих героев, но и их поражения.
Мало кто знает, что исход русских из Константинополя был в значительной степени продиктован протестом турецких женщин - одалисок и добропорядочных жен: их не устраивало очарование славянок, на которых все чаще заглядывались местные мужчины. А.Васильев зачитывает нам с экрана петицию, что направили разгневанные турчанки своему правительству с требованием изгнать русских.
Вообще в телецикле, который, казалось, мог бы ограничиться чисто просветительскими, даже сугубо искусствоведческими задачами, очень силен оказался публицистический момент. Начало ему положено в первом и втором выпусках, где много сказано об отношениях российской и западноевропейских культур в предреволюционные десятилетия. Скажем, успех дягилевских "Русских сезонов" выходил далеко за пределы балета, изобразительного искусства.
То же касается и положения русских в Берлине 20-х, когда там стал поднимать голову нарождающийся фашизм. За редчайшими исключениями (о них сказано в цикле) при всей своей нелюбви к большевикам эмигранты первой волны никогда не вступали в союз с врагами СССР. Они оставались русскими патриотами не только в своем творчестве, ориентированном на национальные художественные традиции, но и в политике.
А.Васильев не касается в своем цикле такой достаточно разработанной на экране темы, как участие представителей русской эмиграции в движении Сопротивления Франции. Известно, что даже самый этот термин был введен в обращение одним из наших соотечественников. Зато в передачах есть немало эпизодов, посвященных гораздо менее известным у нас конкурсам "Мисс Россия", которые в предвоенные десятилетия проводились во Франции в эмигрантской среде по инициативе издававшегося там журнала "Иллюстрированная Россия". Мы видим фотографии лауреаток разных лет и убеждаемся, как хороши были эти лица - одухотворенные, тонкие, - в них, хочется верить, светится генетическая память о покинутой Родине...
Эти же благородные, прекрасные лица, правда, тронутые временем, представлены и в передачах, которые ведет А.Васильев на экране. Он дружит с немногими участницами и свидетельницами тех событий, дожившими до наших дней, чувствуется, что искренне любит их и в ответ пользуется взаимным расположением. Эти рассказы звучат на редкость увлекательно - даже когда некоторые рассказчицы, переступившие девяностолетний рубеж, нуждаются в подсказке автора, подчас сбиваются с русской речи на французскую, путаются в некоторых деталях...
В финале девятого, последнего, выпуска нас знакомят с нынешними российскими красавицами (теперь их называют не манекенщицами, а топ-моделями), которые с успехом работают сегодня в Париже, в самых лучших французских домах моды. Приятно удивляет, что они неплохо знают историю европейской высокой моды и называют сыгравшие в ней важную роль звонкие русские имена - те самые, что стали нам знакомыми по "Дуновению века".
Отрадно, что красота, которая долгие годы находилась в изгнании, возвращается домой.