Удается ли новым ресторанам заменить «Макдоналдс»?
Два месяца в соцсетях не утихают «страсти по «Макдоналдсу». Сограждане обсуждают возвращение под другим названием ресторанов, на долю которых в России в среднем приходился каждый пятый поход в общепит. А в столицах и вдвое чаще, поэтому реинкарнация «Макдака» началась с них: 12 июня первые заведения «Вкусно — и точка» открылись в Москве и области, а через 10 дней — в Питере. На сегодня число таких ресторанов по стране перевалило за три сотни. А значит, есть возможность сравнить, что было и что стало.
К14 марта, когда американская компания приостановила свою деятельность в России, в стране было 850 ресторанов «Макдоналдс». Закрылись не все: пятая часть работала по франшизе, то есть ими управляли, а кое-где и владели партнеры, там все оставалось по-прежнему. Одним из таких франчайзи-партнеров американцев был Александр Говор: 25 ресторанов в Сибири. Ему-то «Макдоналдс», прежде чем уйти, и продал свой российский бизнес. Злые языки, правда, называют это национализацией — дескать, цена символическая, без государства тут не обошлось. Но так или иначе именно эти 600 с лишним бывших «макдаковских» заведений и открывают сейчас под брендом «Вкусно — и точка».
Не так давно к городам с заведениями «Вкусно — и точка» прибавились Мурманск, Владивосток и Уссурийск, список постоянно пополняется. Конечно, не везде открытие привлекло толпы, как в Москве (на фото вверху — очередь у входа в ресторан на Пушкинской, тот самый, с которого 32 года назад, еще в СССР, стартовал «Макдоналдс»).
А теперь заглянем в меню. Тут есть изменения. Во-первых, исчезли «Биг Мак» и «Биг Тейсти», мороженое «Макфлурри» и игрушка «Хэппи Мил» — бренд ушел, забрав с собой все самое «фирменное», а также логотип, цвета и приставку «мак» в названиях. Потому и упаковка пока весьма простая: белые стаканы, крафтовые пакеты, только на коробках для бургеров есть цветные полосы.
А еще в ресторанах больше нельзя подзаряжать гаджеты, хотя раньше на столах были розетки. И это обстоятельство огорчило многих. Пресс-служба объясняет это изменение требованием техники безопасности. Но в приватных беседах сотрудники (а почти все они раньше работали в «Макдоналдсе», и компания выплачивала им зарплату все месяцы простоя) говорят, что в «Макдаке» незадолго до закрытия появлялось все больше посетителей, приходивших сюда просто поработать: бесплатная вода и туалеты, отличная связь — что еще надо? Конечно, ресторану быстрого питания такие «сидельцы» невыгодны. Но лояльность для бренда была важнее, и он не стал менять правила. Ну а «Вкусно — и точка» изменил. Хорошо хоть, пока оставили бесплатные туалеты...
Но все-таки люди приходили в «Макдак» прежде всего поесть. Незадолго до ухода из России американская компания опуб-ликовала рейтинг предпочтений россиян в 2021 году. Практически все перечисленные в нем блюда (кроме уже упомянутых «Биг Мака», «Биг Тейсти» и «Макфлурри») есть и в меню «Вкусно — и точка»: картофель фри и чизбургеры, гамбургеры и чикенбургеры, молочные коктейли, вишневые пирожки. Как и куриные крылышки, стрипсы, креветки в панировке, салаты, роллы. Правда, их ассортимент сократился: там, где раньше было 6-8 позиций, теперь 1-2, а некоторые блюда не узнать: изменились названия. Но рецептура сохранилась. И куриная котлетка с салатом, соусом и сыром на булочке с кунжутом осталась по вкусу прежней, хоть и потеряла приставку «мак». И бифштекс-гриль из говядины с сыром чеддер, кетчупом, горчицей, луком и маринованным огурчиком, превратившись из «Рояла» в «Гранд», вкус, по отзывам, тоже не потерял.
Хотя нюансы имеются. Кто-то не нашел в бургере огурчик, а во «Фреш Ролле» — листьев салата. А кому-то, напротив, утопили гамбургер в кетчупе или пересолили картошку. Случались и заплесневелая булочка, просроченные соусы, невнятные «включения» в сыр. В Москве сняли видео, как вороны клюют булки с только что привезенных лотков у ресторана. Каждый раз пресс-служба оправдывалась, а соцсети кипели искренним возмущением: дескать, вот оно — импортозамещение!
Про замещение, конечно, погорячились. «Макдоналдс» везде, куда приходит, строит заводы для производства полуфабрикатов для своих ресторанов, закупая мясо, овощи и все остальное у местных производителей. Так было и в России. Из Европы завозили только картошку, но уже три года и ее почти полностью выращивали в России, а в случае неурожая подстраховывали Белоруссия, Польша, Украина и Египет. В прошлом году как раз был неурожай, а импорт сейчас, понятно, сократился. Поэтому в некоторых открытых в июле ресторанах «Вкусно — и точка» (например, в Краснодаре и Ростове-на-Дону) не оказалось любимого многими блюда. Ситуацию обещают поправить к осени, но без критики и тут не обошлось.
Недовольных можно понять: «Макдоналдс» с самого начала был больше чем просто фастфуд. Окошко в западный мир, сверкающее чудо на фоне серых будней (на фото внизу слева — очередь в первое в Москве заведение). Неслучайно 31 января 1990 года на открытии ресторана на Пушкинской — самого крупного в Европе — отметились тогдашние политики (на фото внизу справа — Борис Ельцин, который через полтора года станет президентом РСФСР). Компания, девиз которой «Качество. Сервис. Чистота», сразу задала высокие стандарты. И нынче любое отклонение от них воспринимается как ЧП.
Впрочем, в России «Макдоналдс» и сам порой вынужден был менять отработанные десятилетиями правила. Например, сразу дал сбой принцип «улыбайтесь!»: неизбалованные посетители терялись в ответ на улыбку кассира, принимавшего заказ. И сотрудникам, представьте, разрешили обходиться легкой полуулыбкой.
Приятель, которому довелось поработать в нескольких «Макдаках», вспоминает, как его поразило правило: с пола ничего не поднимать. Все, что падает, должно непременно выбрасываться, даже запечатанные соусы. Считается, что сегодня ты поднял что-то в упаковке, а завтра — стаканчик или гамбургер. Или жесткие нормативы по списанию продуктов: дома мы такой расточительности себе не позволили бы. Или та же картошка фри. По правилам, приготовленная картошка не должна ждать дольше пяти минут, иначе ее списывают. Если вам принесли нечто холодное и склизкое вместо хрустящего снаружи и мягкого внутри (а такое, судя по отзывам, сейчас не редкость) — тут явно нарушен стандарт.
В одном из интервью владелец «Вкусно — и точка» Александр Говор обронил: «На нас больше не влияют жесткие стандарты корпорации». И он, по сути, прав. Легендарного бренда в России больше нет, с этим придется смириться. У нас теперь — «Вкусно — и точка». Конечно, новая компания старается повторить «Макдак». Но в основном в меню. А вот захочет и сможет ли новый бренд сохранить ставшие привычными нам стандарты качества и сервиса — увидим. Чтобы его девиз «Название меняется — любовь остается» воспринимался как утверждение, а не вопрос.