Большое дело малых инициатив

В пресс-центре «Аргументов и фактов» подвели итоги проекта «Малыми делами богата Россия» и творческого конкурса среди журналистов региональных СМИ

Фонд президентских грантов ежегодно выдаёт НКО тысячи грантов на миллиарды рублей. Подавляющее большинство грантополучателей находятся в регионах – именно там они реализуют свои небольшие, но очень важные проекты в сфере культуры, социальной защиты, экологии и других важнейших направлений развития гражданского общества.

Но свои проекты в информационной сфере общественные активисты, как правило, не продвигают, а журналисты не очень понимают, что деятельность социально ориентированных НКО может давать поводы для материалов в СМИ.

Благотворительный фонд «АиФ. Доброе сердце» решил, что это неправильно, и придумал проект, который бы помог встретиться и стать партнёрами журналистам и представителям НКО. С этим проектом он выиграл президентский грант, а издательский дом «Аргументы и факты» стал его партнёром.

К проекту подключились региональные представительства «АиФ». В итоге в 50 регионах были организованы пресс-туры в некоммерческие организации, которые реализовали проекты на средства Фонда президентских грантов. В пресс-турах участвовали журналисты местных газет и журналов, радио и телевидения, электронных изданий, а также блогеры. По итогам пресс-туров опубликовано 620 журналистских материалов. Все они получились искренние, эмоциональные. И все эти работы в рамках проекта участвовали в творческом конкурсе «Большое дело малых инициатив».

Российский тележурналист и телепродюсер, председатель Союза журналистов России, член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Соловьёв обратил внимание на то, что среди представителей СМИ – участников проекта 80% - члены Союза журналистов России.

«Идея объединить НКО и журналистов прекрасна, и получается, что она была воплощена уже в самих участниках, потому что Союз журналистов – это тоже некоммерческая организация», - отметил он и пояснил, что Союз тоже занимается важными малыми делами, в основном связанными с защитой коллег.

Темы, на которые проект вывел журналистов в разных регионах страны, на его взгляд, очень важны для районных и региональных СМИ.

«Темы о добрых инициативах, социальных проектах – это их темы, - сказал Владимир Соловьёв. – Я надеюсь, что мы доживём до тех времён, когда у нас, как и в Соединённых Штатах Америки, будут расти тиражи региональных газет, потому что людям всё больше становится интересно то, что происходит рядом с их домом, что происходит в их городе, их посёлке».

Народный художник Никас Сафронов привёл пример другой страны – Англии. «Я часто бываю там у своего сына, - рассказал он. – И там 4-5 каналов, где нет никакой рекламы, и вся информация там позитивная. Транслируются именно хорошие новости – они постоянно муссируются, поддерживаются и простыми людьми, и государством».

К сожалению, у нас всё получается иначе.

«Я купил аппарат ИВЛ для детской инфекционной больницы, подарил две тысячи подарков детям из Дагестана, оформил школу, посадил деревья сорта Никас – никому такие новости не интересны, - посетовал народный художник. – Но если кто-то о тебе сказал какую-то глупость неправдивую – тогда все подхватят. Идёт хайп вокруг разных высосанных из пальца новостей: одна звезда подралась, другая звезда напилась в каком-то баре… То есть новости, которые ничего хорошего в себе не несут».

Новости, считает Никас Сафронов, должны быть такими: пионер пошёл в лес – вычистил там участок, человек спас ребёнка на пожаре. Они должны быть добрыми, важными и значительными.

«Событий таких очень много. И их нужно усиленно муссировать. Знаете, когда котёнок не хочет пить молоко, его надо заставлять. Так и здесь – надо муссировать, чтобы с детства человеку прививать чувство культуры, этики, ценности добрых дел. Раньше это было: доска почёта, доска позора… Я рисовал карикатуры на школьников, которые что-то плохо делали и наоборот. Если человек настроен на позитив, у него всё идёт позитивно в жизни. Он и друзей находит, и делами своими позитив тиражирует. Это хорошие истории и для других пример».

Актёр театра и кино, телеведущий Евгений Кулаков увидел, насколько важным может быть освещение социальной проблемы средствами массовой информации, на примере недавней истории на детской площадке в Санкт-Петербурге.

«Появилось видео с детской площадки, когда женщина, гулявшая там со здоровой внучкой, пыталась выгнать детей из центра для ребят с особыми потребностями, - пояснил он. – Видео это распространилось сначала по соцсетям, а вчера я увидел сюжет на Первом канале. Думаю, теперь и эта безумная женщина что-то поймёт, и другие люди, которые, быть может, сторонятся больных детей, переосмыслят своё поведение. Вот это пример воздействия, когда средства массовой информации и НКО (а с детьми гуляли воспитатели из некоммерческой организации) действуют сообща».

«Круглый стол» проходил в онлайн формате, и поэтому принять участие в нём смогли люди из разных регионов страны. Присутствовали представители некоммерческих организаций, в которые журналисты выезжали в ходе пресс-туров, и сами авторы материалов.

«Мы на самом деле делаем много, но не всегда можем об этом красиво рассказать. А рассказывать, конечно, надо. Мы благодарны «Аргументом и фактам» за то, что они несколько лет назад рассказали о нас в еженедельнике. Мы этим материалом делимся и в социальных сетях, перепечатываем на бумаге. Это очень важно для нашей работы», - сказал руководитель проекта «НЕБОтерапия» благотворительного фонда «Подари Любовь Миру» из Московской области Алексей Волков.

Около самолета перед посадкой. Фото предоставлено благотворительным фондом «Подари Любовь Миру»

Екатерина Донских, директор благотворительного фонда «АиФ.Доброе сердце», который и организовал этот большой проект, тоже на примере своей деятельности знает, как важно для НКО взаимодействие со СМИ.

«Наш учредитель – издательский дом «Аргументы и факты». И 15 лет назад именно из материалов в еженедельнике «АиФ» мы и возникли, - объяснила она. – Журналисты писали о том, что кому-то сложно получить лекарства, кому-то – коляску. У кого-то были другие проблемы, которые самостоятельно решить он не мог. Читатели обращались в газету и говорили: «Мы хотим помочь этому человеку».

Екатерина Донских считает, что у НКО и у СМИ единая задача – помочь в решении социальных проблем.

«Есть три стороны – СМИ, НКО и, самое главное, люди, которые смогут узнать о хороших проектах и, возможно, поддержать их, изменив свою жизнь», - добавила она.

В завершении дискуссии были подведены итоги конкурса журналистского мастерства «Большое дело малых инициатив».

«Если к новому партнёру за время кадрили привыкаешь моментально, то к быстрой смене движений еле-еле удаётся привыкнуть к концу танца. И это при том, что в уральской кадрили всего шесть колен, то есть фигур. Их танцоры обозначают во время выступлений либо хлопками, либо, в некоторых регионах, словами. Звучит это примерно так: «Фигура первая, «Кавалеры».

Это фрагмент материала Анастасии Михайловой «Кадриль уральская, задача первая – не упасть». Он опубликован в издании «Шалинский вестник» и рассказывает о проекте «Школа уральской кадрили» фольклорного объединения «Фолкъ-Толкъ», который нацелен на популяризацию зажигательного народного танца.

Репетиция в Уральском фольклорном объединении ФолкЪ-ТолкЪ. Фото Анастасии Михайловой

Инициатор этого проекта и руководитель объединения Сергей Антонов в ходе «круглого стола» рассказал, что сам себя рекламировать не умеет. «Но мы понимаем, что публичность необходима, если мы делаем хороший красивый проект. Однако эта важная часть у нас выпадала. Сам бы я обратился в одно СМИ, другое. Где-то бы отказали, и я бы бросил. А тут к нам приехали журналисты и всё про нас написали».

Сергей Антонов считает, что материалы о проектах НКО создают важный позитивный фон в обществе, формируют нормальные, здоровые человеческие эмоции.

«Театрализованное представление проходит в музыкальной, активно-двигательной форме, и это особый язык общения детей. Даже сам процесс репетиций для них – уже событие, шумное и весёлое. Спектакль – интерактивный. Есть момент, где актёры выходят к зрителям. Делают они это совершенно спокойно, тогда как на первых спектаклях были очень осторожными».

Так Оксана Булгакова рассказала о детском инклюзивном театре Белгорода в материале «Когда особенности становятся достоинствами» на портале GO31.ru. Режиссёр театра Татьяна Климачкова поведала участникам «круглого стола», что прежде в театр столько журналистов не заглядывало.

Татьяна Климачкова – режиссер детского театра. Фото Александра Лобынцева

«Дети были очень впечатлены, им было интересно, что на репетиции появились зрители. Теперь спрашивают, когда к нам придут ещё. Я им показывала материалы, фотографии – вот про тебя написали, а вот про тебя… Для детей с аутизмом это очень большая мотивация».

Жюри конкурса признало лучшими 3 материала – кроме упомянутых выше ещё и один - «Бермудские треугольники». Как в Нижегородской области ищут пропавших людей» Златы Медушевской (вышел на сайте «АиФ в Нижнем Новгороде»).

«Поиск Мобиль» - современный мобильный штаб на колесах. Фото: «Аиф - Нижний Новгород»

Их авторы получили дипломы и возможность опубликовать свои новые материалы на социальные темы на федеральном сайте aif.ru.

Ещё семь материалов вместе с тремя победителями составили ТОП-10 конкурса. Это:

«Как образ жизни. В Рубцовске ежегодно удаются десятки социальных проектов» (о благотворительном фонде «Развитие»), автор Светлана Лырчикова , сайт «АиФ-Алтай»;

Фото Виктора Крутова

«Путешествие по «Радуге». Как НКО в Чувашии учит людей интересно жить» (об НКО «Радуга»), автор Светлана Кузнецова, сайт «АиФ в Чувашии»;

«Хороший пример заразителен: как развиваются социальные проекты в сельской местности Краснодарского края» (о Чамлыкском хуторском казачьем обществе), автор Александра Кошелева, сайт «Кубанские новости»;

«Четвероногий доктор. Чем эффективна иппотерапия и кому она показана?» (об Иркутском общественном благотворительном фонде Тихомировых), автор Светлана Дамбуева, блогер;

«Мы все – одна команда» (об НКО «Тотем»), автор Анастасия Запорожская, спортивный журнал Железногорска «Молния», Красноярский кр.;

«Добрый дом. Как живётся особенным детям в тренировочной квартире» (об учебно-тренировочной квартире «Добрый дом»), автор Игорь Польских, сайт «АиФ Пенза»;

«Дотянуться до звезд» (о центре «Юный техник»), автор Светлана Синцова, сайт «Псковская правда».