А вы готовы расстаться со своим «железным конем», если завтра война и за вашей машиной придут несговорчивые люди с автоматами?
На днях Министерство обороны опубликовало приказ: в случае войны владельцы авто обязаны уступить своих «железных коней» родной армии. На учете в военкомате теперь будут не только люди, но и их личные авто. И сразу повеяло лозунгом времен Великой Отечественной: «Все для фронта, все для победы!». А чем еще гражданин обязан поделиться с армией?
Юрий Болдырев, экономист, бывший заместитель председателя Счетной палаты РФ
— Если государство народное, в случае войны оно вправе отнять у вас многое, кроме, пожалуй, права первой брачной ночи. В мирное время справедливое государство еще и вернет все обратно. Но нечистоплотные люди у власти всегда найдут способ нас обмануть. Так что бороться нужно не за свой автомобиль, а за нормальное государство.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
— Странно, что об этом говорят сейчас. Закон об изъятии личных автомобилей в ходе мобилизационных мероприятий приняли еще в 1999-м, почти 20 лет назад. И ничего, живем. В условиях войны армия имеет право брать у населения все необходимое, и с этим сложно спорить. На войне гражданин, на минуточку, обязан отдать жизнь по требованию командира, посылающего тебя в атаку. На этом фоне забота о своих колесах выглядит, прямо скажем, мелковато.
Борис Кагарлицкий, директор ИГСО
— В годы Первой мировой французская армия мобилизовала таксистов с их автомобилями — так была осуществлена масштабная переброска войск. Дело в ситуации, когда нужно делиться. Одно дело война, а другое... Представьте: сломалась машина у генерала, а ему срочно нужно ехать на рыбалку. И к вам идут и требуют уступить генералу ваше авто. Понравится вам такое? Нужны более четкие формулировки в законах и реальное их соблюдение. Иначе многие ситуации могут восприниматься как чрезвычайные: с выгодой для власти и с убытками для народа. Пока у нас плохие законы соблюдаются ревностно, а хорошие не работают. Возьмите ситуацию в местах лишения свободы. Пытать нельзя, но пытают, при этом люди в мундирах уходят от наказания за превышение полномочий.
Юрий Алексеев, директор фонда «Достоверная история», участник боевых действий
— Гражданскую технику наша армия изымала и до Великой Отечественной, и после. Личные машины высокой проходимости стояли на учете в военкоматах. Похожая практика была и в Третьем рейхе, и в Италии. Сейчас в России большинство личных авто — легковушки. Слабо представляю, как они могут быть полезны солдатам. А вообще инициатива Минобороны обращена в прошлое. Полно примеров, когда, прикрываясь «законами военного времени», солдаты тащили все что плохо лежит. В нормальных условиях лучше всего армии помогут налоги. Мало налогов? Развивайте экономику! Чем эффективнее хозяйство, тем больше налогов получит армия. Армия должна воевать своим имуществом, а имущество граждан пусть остается при них.
Петр Шкуматов, организатор движения «Общество Синих ведерок»
— Приказ Минобороны относится к военному времени. А в мирные дни работают совсем другие правила. В условиях войны гражданин должен быть готовым поделиться с армией всем, включая жизнь. Но сегодня для автовладельцев ничего не изменится. Приказ министерства чисто ведомственный, к ПДД отношения не имеет. Санкций за его игнорирование для простых смертных нет. Пока нет.