Ведущие десятков телепрограмм настолько заряжены оптимизмом, что, кажется, к ним можно подключать аккумуляторы мобильников
Изо дня в день телевидение внушает нам, что жизнь прекрасна и удивительна. И всего в ней можно добиться, все изменить к лучшему, стоит только захотеть. Главное — не думать, что на белом свете есть что-то невозможное. С таким позитивным настроем создаются десятки программ, ведущие которых настолько заряжены оптимизмом, что, кажется, к ним можно подключать аккумуляторы мобильников.
Вот говорят, например, что ремонт нельзя закончить, его можно только приостановить. Ерунда! Достаточно посмотреть «Квартирный вопрос» или «Фазенду», чтобы убедиться в обратном. В этих и многих других подобных передачах в городских и дачных интерьерах поначалу все было унылым, обшарпанным, тусклым, а всего лишь через час стало стильным и креативным. А весь процесс «между» — оказался легким и быстрым: лишь кисти ловко поскользили по стенам, лишь бодро покрутились шуруповерты, и мебель складно вошла в заготовленные ниши.
Или, скажем, было у женщины плохо со вкусом, с нарядами и самооценкой, но пришла она на «Модный приговор» и буквально полчаса спустя стало у нее все наоборот — красивым и элегантным.
Но вот в программах про то, как тучным мужчинам и женщинам превратиться в мускулистых мачо и знойных красоток «было» и «стало» разделены гораздо большим сроком — тут волшебное превращение растягивается на половину телесезона. Понятно, дураков нет: большинство толстяков знает, сколько времени надо для того, чтобы сбросить хотя бы пару килограммов, уж не говоря о паре пудов. Но и тут тем не менее все получается достаточно споро.
Перечень образцов чудесных телевизионных метаморфоз можно продолжить. Из свежих примеров — лицензионный проект «На 10 лет моложе», идущий по субботам на Первом канале. Его героини — дамочки сильно «за», которым через 50 минут эфирного времени предстоит стать тем, что обозначено в названии.
Сюжеты всех выпусков построены одинаково. Сначала ведущая показывает героиню случайным людям и предлагает им угадать, сколько той лет. Оценки оказываются неутешительными: звучат цифры, близкие к реальной, либо значительно большие. Дама, естественно, расстраивается. По ходу она рассказывает о своей личной жизни (как без этого!) и о том, зачем ей непременно надо омолодиться. Потом за дело берутся специалисты: пластический хирург, стоматолог, визажист и дизайнер. Люди все молодые и крайне самоуверенные. Они проводят операции, вживляют импланты, занимаются прической, макияжем и одеждой. На экране мелькают капельницы, скальпели, зубоврачебные кресла и примерочные. В конце обновленных женщин вновь показывают третейским судьям и снова просят оценить их возраст. Ура, цифры оказываются гораздо меньшими!
Авторы «На 10 лет моложе», вроде, и не скрывают, что их колдовство длится не один съемочный день. Скажем, установка имплантов занимает около недели. Но это все равно недолго, обычно эта процедура длится месяцами, и только уникальная методика, разработанная в одной из клиник — она и применяется в программе, — позволяет справиться с задачей за такой относительно небольшой срок. Между прочим, один вредный зритель позвонил в ту самую клинику, где ему и объяснили, что вообще-то за неделю ставят только временные импланты, а вся процедура растягивается на полгода. Но не суть.
Несмотря на некоторые оговорки, и в этой программе используется все тот же принцип: «было — стало». Как и в случае с «Модным приговором», миллионы зрительниц должны убедиться, что они могут запросто и коренным образом что-то поменять. Что ж, конечно, хорошо, когда человек начинает верить в себя. И судя по откликам, «На 10 лет моложе» вдохновляет на подвиги часть аудитории слабого пола (говорят, у создателей проекта нет отбоя от желающих стать его героинями). Но другая часть настроена скептически: она просчитывает, каких денег в реальности стоит вся эта красота, и понимает, что столько ей и до глубокой старости не заработать.
Хотя что считать?! Это вам не «Орел и решка», где предлагаются два варианта отдыха — самый дорогой и самый скромный, и все цены обозначаются, так что зрителю можно не завидовать, не злиться, а просто соотносить свои желания и возможности. Здесь же, как и в вышеупомянутых передачах про моду и ремонт, важен не процесс и затраты на него, а результат.
Конечно, можно сказать, что телевизионщики, предлагая людям легкие способы разительных перемен к лучшему, тем самым вводят их в заблуждение. И чем сильней те поверят в мечту, тем большим будет разочарование. Но на самом деле задача формата «было — стало» не вдохновить кого-то на подвиг, а просто создать пять минут позитива: «А что, ведь и я так могу!».
На телевидении работают умные люди. Там понимают, что зрителю, которому через останкинскую иглу информационщики и политологи ежедневно вкачивают гигантскую дозу негатива, необходим антидот. Иначе у него разовьется паранойя. Будет ходить по улице и везде, как покемонов, ловить агентов WADA.
Между прочим, на позитив работают и сериалы с современной тематикой. Там в первой серии сначала все хорошо, потом становится все плохо, вслед за тем еще хуже, и еще, но в конце последней — оклеветанная девушка из тюрьмы идет прямиком под венец, и наступает всеобщая гармония. Такое ощущение, будто над рабочими столами их авторов в рамочке висит цитата из Давида Самойлова: «А может быть, правда — задача поэта / Упорно доказывать это: / Что любовь завершается браком, / А свет торжествует над мраком».