Заметки с XI фестиваля современного искусства под открытым небом «Архстояние»
Вам что больше нравится – самому погазовать в «Гелендвагене» или мстительно понаблюдать, как одна из крутейших тачек мира уходит по крышу в русский грунт? Так сказать, в отечественную почву? В минувший уикэнд тысячи зрителей фестиваля «Архстояние» могли лично проверить обе эти возможности. А заодно посмотреть и множество других диковинных придумок, которые им предложили современные художники.
XI фестиваль современного искусства под открытым небом «Архстояние» прошел 22-24 июля в своем традиционном месте – калужской деревне Никола-Ленивец. Темой нынешнего праздника стало «Убежище». Тем самым «Архстояние-2016», можно сказать, вернулось к своей основной идее. Четверть века назад группа московских художников во главе с Николаем Полисским переселилась в калужскую глубинку, на красивейшие берега реки Угры. Здесь в прямом общении с природой они обрели убежище от давящей суеты города и столичных бюрократических институтов. Николай Полисский перешел от живописи к крупным формам лэнд-арта, построив такие объекты, как «Вселенский разум», «Бобур» и пр. В последующие годы они становились центрами значительных культурных событий, главное из которых – ежегодный фестиваль «Архстояние», названый так по ассоциации с Великим стоянием на Угре, положившим, как принято считать, конец татаро-монгольскому игу на Руси.
Однако последние три-четыре года масштабы «Архстояния» сократились. Смотр 2015 года даже покинул Никола-Ленивец, переселившись в более близкую к Москве деревню Звизжи. Во многом это объяснялось ухудшением состояния дел главного мецената праздника – бизнесмена Максима Ноготкова, в 2011 году купившего здешние земли. Сейчас владения Максима переходят к его кредиторам, а оставят ли они их себе или продадут, и кому, пока не очень понятно. В то же время само «Архстояние» в лице его основоположника Николая Полисского и кураторов Антона Кочуркина и Юлии Бычковой постепенно обретало опыт самостоятельного ведения дел. В этом году организаторы, даже несмотря на неопределенную ситуацию с собственником территории, рассчитывали привлечь на свой праздник 10 тысяч зрителей…
…Проселочная дорога между Звизжами и Никола-Ленивцем. Сооружение, больше всего напоминающее гигантскую табуретку, сбитую из сотен деревянных деталей и, похоже, в прошлом даже умевшее летать, судя по деревянным же пропеллерам на самом верху. Называется – «Белые ворота». Это новое произведение Полисского сразу переносит тебя в абсурдистскую атмосферу, сродни фильму «Кин-дза-дза». В ней и колеблется смысл 10 объектов фестиваля-2016: где-то больше практического резона, где-то – абсурда. Например, архитектурное бюро Wowhaus построило вполне нужную вещь – мост через болото, да так, что он устоит при любых подвижках зыбкого грунта. Авторы утверждают, что ориентировались на… бобров, выстроивших рядом свою плотину.
Смысл «Шишки» Ирины Кориной не так прозрачен, но эта конструкция из металлических полицейских щитов по крайней мере живописна и тоже, по-видимому, является дальней родственницей знаменитого данелиевского ржавого чуда – пепелаца. А вот природы объекта «Обитаемое вещество» Дмитрия и Елены Каварга я не уловил. Громадная… улитка? Раковина? Панцирь первобытного моллюска? Все это дурно пахнет синтетической краской и способно вызвать реальную головную боль.
Проект «Голова бомжа» по крайней мере остроумен. Это действительно громадная голова из десятков холстов, внутри которой можно жить, а наружу выходить, чтобы писать на полотнах прекрасные пейзажи Никола-Ленивца, что и делает автор идеи Павел Суслов. Осенью, когда станет холодно, а все холсты заполнятся, он разберет свой «дом» и продаст картины.
Занятна «Походная пагода» Комитета Аполлона и Patkonen Projects, сооруженная из армейских палаток и, думаю, вполне пригодная к использованию в буддийских регионах нашей страны.
А вот объект объединения Archpoint, который организаторы подавали журналистам как хит фестиваля, озадачил. Это «Убежище G 500» – ззкопанный по крышу «Гелендваген», в который можно спуститься сквозь люк, посидеть и даже немного погазовать. Надо сказать, легендарный автомобиль, лишенный хода, произвел комичное впечатление: рычит своими 500 лошадиными силами из-под земли, а толку-то?
Ну и предельный контраст бессмысленности и смысла: художница Ольга Кройтор, неподвижно висящая, как живой кокон, на березе, к которой примотана скотчем – и психолог Наиль Гареев, устроивший в том же заповедном лесу инсталляцию «Клетка». Зачем висела Ольга – вопрос, который не удалось ей задать, поскольку общение не входило в авторский замысел. А вот смысл проекта Гареева ясен: садишься перед зеркалом, видишь себя, но параллельно слышишь бормотание радио, наблюдаешь проецирующуюся картинку теленовостей, и постепенно твое внимание и само твое лицо тонут в бесконечном потоке слухового и зрительного спама… Впечатляющая метафора сегодняшнего шумного мира. И заметьте, придумал этот объект – может быть, самый выразительный на фестивале – не художник, а ученый…
А это уже не инсталляция, а реальность сельского экстрима. Но вполне в духе авангардного искусства
Удалось ли привлечь 10 тысяч посетителей? Не уверен: симпатичные хозяева новенького хостела при деревенском кафе, где я переночевал с неожиданным для калужской глуши комфортом (горячий душ и пр.), сказали, что насчитали за субботний день около 600 машин, а это вряд ли больше 2000 человек. В воскресенье поток уже заметно убыл. Подозреваю, причина – не только в удаленности от Москвы и Калуги, и не только в скверных последних 30 километрах разбитой дороги, но в непонятно дорогих входных билетах: 3500 рублей в предварительной продаже и 4000 на месте. Видимо, фестивалю без богатого мецената все-таки трудно выжить.
P.S. А выжить надо. Говорят, «Архстояние» – самый крупный смотр лэнд-арта в мире. В прошлом на него приезжали художники из Германии, Франции, Нидерландов… 650 гектаров красивейшей местности, называемой Калужской Швейцарией – такова территория парка искусств под открытым небом. Предприятие дало стимул окрестным деревням, производящим продовольствие, селящим гостей. Нельзя дать этой смычке художественной мысли и земного труда распасться.