В Москве и Петербурге пошла волна задержаний уличных музыкантов
В Москве на Манежной площади за игру на гуслях и домре задержаны студентки музучилища из Санкт-Петербурга Виолетта Михайлова и Любовь Старцева. Чуть ранее наступили на горло песне виолончелиста Семена Лашкина, понесшего музыку в массы... Как к этому относиться: как к произволу или к борьбе за тишину и порядок?
В центре Москвы музыки хватает. Рядом с редакцией «Труда» я легко насчитала в будний день 6 (шесть) музицирующих субъектов. В Столешниковом переулке почти в кустах обнаружился белый рояль. Хочешь — садись играй. Но не каждому рады, «Собачий вальс» здесь не проходит. А есть такие маэстро в шортах, что толпы собираются послушать.
Чуть дальше — скрипачка, уже второе лето услаждает слух пьесами Пьяццоллы. А там бас-гитара, а еще дальше рожок изображает что-то из Верди. А уж найти переход в центре без уличных музыкантов просто затруднительно...
Но, как видим, не всем гуслистам Москва рада. За что же их так? Одной из девушек не хватало денег на обратный билет в Питер, и они с подругой решили (как это делают во всем мире) заработать тем, что умеют: взяли в руки гусли и домру и отправились услаждать слух прохожих. Однако вместо заработка и аплодисментов получили привод в отделение полиции района Китай-город.
У студенток изъяли инструменты и составили протокол об административном правонарушении за организацию массового пребывания граждан в общественных местах (ст. 20.2.2 КоАП). После этого девушек отпустили, но вызвали в суд 10 августа. Им грозит штраф до 10 тысяч рублей.
В прошлом году под ту же статью попадали и музыканты на Арбате («Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка»). У уличного маэстро изымаются инструменты (вещдок!) и выписывается солидный штраф.
Получается, один музыкант — это еще терпимо, но больше одного — уже много? Дуэт — и вот вам массовое нарушение общественного порядка. Собрались люди послушать — разгоняй-отбирай. Кстати, таким образом отняли виолончель у Семена Лашкина, лидера группы «Радио Камергер».
Возможно, со стороны двух юных петербурженок было несколько самонадеянным встать на Манежной площади и развернуть гусли. Но рядом с Кремлем много самонадеянных людей. Кроме тех, кто за зубчатые стены ходит на работу, попадаются Ленины, Сталины, Брежневы и даже, представьте, Путины. И дамы в кринолинах настойчиво предлагают с ними сфотографироваться (интересно, если фотографироваться группой из пяти человек, это тоже «организация массового пребывания»?). И христараднички хватают за рукава, и собиратели «добровольных пожертвований»... И ничего, такая самодеятельность сходит им с рук. Так чего же на музыкантах отыгрываться?
Семену Лашкину предстоит суд в сентябре. На днях Московский суд отказал другому музыканту, Сергею Вяткину, в удовлетворении апелляции. Сергей играет на пиле (заметьте: один!). Музыканта задержали, пилу отняли — и выписали штраф. По какой статье, думаю, объяснять не надо.
Неделю назад на Арбате задержали виртуоза, который оказался гражданином Америки, к тому же персонажем из Книги рекордов Гиннесса (за самое продолжительное выступление). Видимо, из уважения к паспорту не нашего цвета Алекса Карлина просто продержали в отделении час и отпустили.
За исполнение песен на улице оштрафован Иван Харьковский. Ну то есть в протоколе и постановлении суда (от 4 июля), конечно, не написано «за исполнение песен», там фигурирует все та же статья 20.2.2.
Не хочу сказать, что в конфликтах полиции и менестрелей первые всегда неправы. Когда нетрезвая личность с синяком под глазом терзает ваш слух с помощью расстроенной гармошки, это дело надо пресекать. Но интеллигентных виолончелистов с гуслярами зачем трогать?