Отдых в Турции у 120 московских ребят не заладился сразу. Сначала пришлось дважды слетать в Анталью (первый рейс вернулся: самолету отказали в посадке), потом сутки ждать расселения в Monaco Beach Hotel. Как объясняли в отеле, прибыло на 38 детей больше, чем ожидали. Под конец путешествия снова сюрприз - детей привезли в Москву на день раньше положенного. Должны были прилететь сегодня, а прибыли вчера днем.
- Нас никто не предупредил заранее, - рассказала "Труду" Наталья Цуканова, мама 17-летней Лены. - Пришло SMS-сообщение от дочери. Я перезвонила директору турфирмы Марине Загорской, та подтвердила совершенно спокойно, как будто не она несет ответственность за детей.
Две недели в Турции родители не могут назвать отдыхом.
- Это было ужасно. Вместо отеля в Кемере нас повезли в Аланью, затем обратно. Дорога заняла несколько часов. С четырех утра до шести вечера нас покормили один раз. И только раз пустили в супермаркет, чтобы мы могли купить что-нибудь, - вспоминает 17-летняя Юля Ножкина. - В автобусе было так жарко, что некоторые ребята теряли сознание.
Только вечером всех школьников заселили в отель - как попало, девочек вместе с мальчиками.
- Потом неоднократно ребят выселяли из номеров и по несколько часов они сидели в холле. Все утряслось только спустя неделю, - рассказывает Наталья Цуканова. - Ни у дочери отдыха не было, ни у нас.
Родители решили подавать в суд на турфирму "Аско Интур", организовавшую отдых. К адвокатам уже обратились две семьи, путевки стоили около 20 тысяч рублей, они хотят вернуть половину.
- Мы ожидаем еще около 20 жалоб, после того как родители поговорят с детьми, - подтвердил "Труду" адвокат пострадавших Муса Плиев. - Будем добиваться и моральной компенсации.
Вчера адвокаты направили претензию в турфирму. Моральный вред будут компенсировать через суд. Адвокаты будут требовать по миллиону рублей на ребенка.
горячая линия
ЧЕМ ЕЩЕ ПОМОЧЬ ТУРИСТАМ
Путешественники звонят на горячие линии с самыми разными, часто курьезными, проблемами.
Из Мексики. "Найдите мне наконец нормальный ресторан в Агадире, после которого мне не будет плохо. А то уже неделю график такой: вечером ужинаем в городе, на следующий день вообще нигде и ничего есть не могу, кроме таблеток... Потом опять ужинаем - и на следующий день та же история. Уже три ресторана испробовали, и каждый раз у меня один и тот же эффект... Скоро уезжаем, хочется хоть раз покушать нормально".
Из Японии. "Я мучаюсь от жуткой зубной боли, но к местным врачам не пойду, через два дня уже буду дома. Зашла сегодня в аптеку, показала на мою щеку, и они мне продали таблетки. Вот сейчас пытаюсь разобраться, как их употреблять. Помогите мне перевести инструкцию, здесь почти все написано иероглифами".
Из Таиланда. "Объясните, блин, этому ... таксисту, что "по счетчику" - означает взять с пассажира деньги в соответствии с циферками, которые у него на его ... табло вылезли, а не столько, сколько с него жена вечером требует... или я ему сейчас сам так объясню, что его потом ни жена, ни мама, ни папа, ни... не узнает".
Из Испании. "Мы тут в Марселе спорим, срочно нужна информация - характеристики пистолета "маузер", его вес, калибр, количество патронов и прицельная дальность! Если можно, побыстрее!"
Из Таиланда. "Я звоню со слона. Он остановился посреди речки и дальше не идет, фотоаппарат свалился в воду, погонщик на своем слоне на другом берегу, помо..." (звонок обрывается). Звонок от него же через пару часов: "Телефон тоже уронил в речку, звоню с телефона друга - посоветуйте, стоит попробовать включить "Нокию" или сушить на солнце пару дней?"
Наши права
ИСПОРЧЕННЫЙ ОТПУСК СТОИТ 5000 РУБЛЕЙ
Турфирма, где вы купили путевку, исчезла. Вы приехали на отдых, а в гостиницу вас не пускают. "Труд" выяснил, как отстоять свои права за границей.
Овербукинг или перебронирование - распространенное явление на массовых направлениях отдыха. Отельеры перестраховываются и подтверждают наличие номеров нескольким туроператорам. Когда приезжают все туристы, номеров не хватает - им предлагают пожить в другом отеле, который может быть хуже.
Самый крупный скандал этого сезона произошел в Анталье, где жертвами овербукинга стали 120 российских школьников. Они почти сутки не могли заселиться в отель. В турфирме "Аско Интур" утверждают, что подвели отельеры.
До сих пор идут круги по воде от скандала с обанкротившейся турецкой фирмой "Васко" и ее российской дочкой "Детур". Отдых испорчен у 5000 туристов, которые раскупили путевки до сентября. Их выгоняли из отелей, а вновь прибывших отказывались заселять.
НАДО СКАНДАЛИТЬ
В случае если в подобную беду попал ваш ребенок, в первую очередь надо звонить руководителю тура, в турфирму и даже в консульство.
- Обязательно возьмите перед поездкой сотовый телефон руководителя группы. Этот человек отвечает за ваших детей, - советует глава комитета Ассоциации туроператоров по молодежному и детскому туризму Борис Самарянов.
Если жертвой овербукинга стали вы сами, то можете рассчитывать на компенсацию по приезде из отпуска. В течение 20 дней надо обратиться с претензией в турфирму, если там отказывают удовлетворить ваши требования (ответ должен прийти в течение 10 дней), надо идти в суд и требовать компенсации. Как морального ущерба, так и материального.
- В случае с овербукингом за моральный ущерб удается получить от 5000 до 10 000 рублей, - говорит исполнительный директор "Клуба защиты прав туристов" Федор Коробков. - Предварительно надо собрать все бумаги, подтверждающие вашу правоту. В отеле, когда вам отказывают в заселении и переселяют в другой отель, требуйте письменного подтверждения (на официальном бланке, на английском языке). Если отказывают - зовите туристическую полицию.
Аналогичная схема поведения при банкротстве турфирмы. В большинстве стран путешественника, если у него на руках документы, подтверждающие оплату, обязаны заселить. Если отказываются - вызывайте туристическую полицию и звоните в консульство. Если не помогает, требуйте от администрации отеля оформить отказ в письменной форме и угрожайте судом. Поскандалив для порядка, вас все равно заселят.