НИКТО НЕ ЛЮБИТ ПОПСУ ТАК, КАК ЛЮБИМ ЕЕ МЫ

Практически весь свой вечерний эфир главный телеканал страны отдает конкурсу молодых исполнителей "Новая волна". Разумеется, зрителям, в миллионный раз наслаждающимся лицезрением родных до изнеможения поп-звезд, невдомек, какие нешуточные страсти кипят за кулисами концертного зала в Дзинтари. Страсти поистине вселенского масштаба, правда, весьма далекие от творчества.

КТО БОЛЕЕ МАТЕРИ-ИСТОРИИ ЦЕНЕН?
Ни в одной стране мира народ не любит свою попсу так, как любим ее мы. Если судить по телевидению, конечно. У нас что ни красная дата календаря - от Дня работников милиции и до Дня согласия и примирения (или как он там теперь называется?), то непременные сборные концерты в прайм-тайм. Причем на всех кнопках сразу. А поскольку нам постоянно внушают, что именно телевидение является зеркалом наших вкусов и пристрастий, то и вывод напрашивается соответствующий. Во всяком случае, больше нигде - ни в Европе, ни в Азии - такой поп-вакханалии на ТВ я не видел.
Собственно, зрителю безразлично, по какому каналу слушать Киркорова с Валерией. И если у него равно хорошо принимается и Первый, и "Россия", и НТВ, то какая разница, где покажут "Новую волну" в очередной раз? Но есть люди, причем хорошо всем нам знакомые, для которых это далеко не праздный вопрос.
Первые годы юрмальский конкурс в прямом эфире транслировал Первый канал. Но потом между двумя акулами отечественного шоу-бизнеса - Константином Эрнстом и Игорем Крутым, композитором и главой продюсерского центра АРС, который, собственно, организацией "Новой волны" и занимается, - возник спор на злободневную тему, кто более матери-истории ценен: телевидение или попса. Спор этот, надо полагать, носил принципиальный характер. Ведь г-н Эрнст, как, впрочем, и подавляющее большинство телевизионных начальников, уверен в том, что без эфира даже самым раскрученным попсовикам грош цена. Если они не будут постоянно мелькать на экране, их моментально забудут, как прошлогодний снег. В свою очередь у его оппонента аргумент был не менее весомым: кому нужно такое телевидение, где не будет ни Пугачевой, ни Лещенко? За этим интеллектуальным противостоянием маячил старый как мир вопрос: кто же кого осчастливливает и, соответственно, кто кому должен платить?..
Мировой достичь не удалось. Первый канал отказался от трансляции "Волны", лишь в последний момент конкурс удалось пристроить на НТВ, перекроив его программу. Более того, вскоре после этой битвы гигантов Первый закрыл проект Крутого "Песня года", заменив его на "Песни о главном", перестал показывать церемонию вручения премии арсовского телеканала МузТВ и - в пику юрмальскому конкурсу молодых исполнителей - организовал собственный: "Пять звезд" в Сочи.
В конце концов Крутой и его команда обрели пристанище на канале "Россия", вечном конкуренте Первого. А зрителю, как мы уже отметили, все равно, где смотреть на Киркорова. Но не все так просто. Минувшей весной попсово-телевизионная общественность была взбудоражена скандальной новостью: Эрнст-де хочет перетащить свои "Пять звезд" из Сочи в Юрмалу. А поскольку понятно, что двум столь крупным и к тому же одноплановым мероприятиям на одной площадке явно не ужиться, стало быть, Константин Львович намерен выдавить "Новую волну" из Прибалтики и таким образом убить сразу двух зайцев: в очередной раз обойти конкурентов и поставить в споре с Крутым большую жирную точку. Говорят, решение по этому вопросу принималось на самом высоком уровне в Риге. Как бы то ни было, последнее слово пока осталось за "Новой волной".
ГЛАГОЛОМ ЖЕЧЬ СЕРДЦА ЛЮДЕЙ
О самом конкурсе. Я честно отсидел у экрана два вечера и получил то, что и должен был получить. То есть убедился, что попса наша не развивается, а маринуется в собственном сиропе, что уровень ее стабильно сер, что по-прежнему Пугачева на две головы выше всех прочих и что никаких кардинальных перемен в ближайшие годы ждать не приходится. Хотя, с другой стороны, это создает ощущение стабильности. Появляется надежда, что Новый 2026-й год мы встретим в компании Агутина, Валерии, вечного гусара Газманова и неразлучных Лещенко с Винокуром. От прошлых "волн" нынешняя пока отличается лишь появлением на сцене в качестве ведущих модных артистов из телепрограммы Comedy Clab, которые, как и следовало ожидать, своими шутками внесли в действо изрядную порцию пошлости.
Впрочем, вру. Один эпизод конкурса все же произвел на меня неизгладимое впечатление. Это когда Алла Борисовна зачитывала текст приветствия российского президента. В исполнение этого текста она вложила столько артистизма, ликования, энергии, оптимизма, что ей тут же надо было отдавать первое место и объявлять мероприятие закрытым. А еще поневоле мелькнула мысль: если Владимир Владимирович вдруг все-таки решится на третий срок, лучшего руководителя пиар-службы, чем Примадонна, ему не придумать. Увы, на этом фоне явно проигрывало приветствие латвийского президента, в котором были перечислены культурно-массовые мероприятия, проведенные в стране за последнее время (от чемпионата мира по хоккею до торжеств по случаю юбилея Мариса Лиепы), и которое было зачитано скучным чиновником.
НАШ ОТВЕТ ЧЕМБЕРЛЕНУ
Ну а теперь немного из другой оперы. Только я успел посетовать, что летом ТВ не балует нас никакими премьерами, как НТВ выдал сериал "Контора", который производители многозначительно именовали "нашим ответом "Секретным материалам".
Ответ получился так себе. То есть все вроде в сюжете есть: и некогда посетившие Землю пришельцы, которые оставили на планете много всякой гадости, и засекреченная "Контора", сотрудники которой посвящены во все страшные тайны и постоянно озабочены тем, как бы не случилось что-нибудь, что угробит все живое. Есть даже свои агенты Малдер и Скалли - в лице бывшего участкового Найденова и бесстрашной журналистки с выразительным именем Несси.
Но, как и в случае с другими "ответами" чему-нибудь, создатели "Конторы" постарались придать своему детищу особый "характер" и на этом прокололись. То же произошло когда-то с сериалом "Все мужики сво...", который был "нашим ответом "Сексу в большом городе", и с "Возвращением Мухтара", бросившим вызов самому "Комиссару Рексу". Но если "Мухтар" и "Мужики" пытались отгородиться от прямого подражания прообразу иронией, то "Контора" пошла по другому пути: авторы попытались соединить в ней осла и трепетную лань. Или, если угодно, мистику и закрученность сюжета в духе тех же "Секретных материалов" и философскую медлительность "Сталкера" Тарковского. В результате лишь к третьей серии (если, конечно, не помрешь к тому времени от скуки) начинаешь понимать, что же, собственно, происходит. Бесконечные панорамы, нудные проезды по интерьерам, многозначительные шумы и шорохи, полное отсутствие реалий повседневности (если, конечно, не считать грузовика а-ля "Ночной дозор"), диалоги с нескончаемыми паузами... А содержание самих этих диалогов?! Участковый: "Не было бы эффекта бабочки..." Журналистка: "Понятно, Бредбери". Боюсь, для большинства наших зрителей, неискушенных в классической фантастике, все это звучит, прости господи за старую дурацкую шутку, примерно так: вот те бред, его и бери. С другой стороны, не хухры-мухры, X-Files все-таки...