КОМУ МЕШАЕТ ПУШКАРЕВ?

Не дает покоя судьба этого, без преувеличения, великого гражданина. Весной 2002 года умер один из выдающихся деятелей отечественной культуры - "музейщик N 1", как по праву называют Василия Алексеевича Пушкарева. На протяжении 30 лет возглавлял он Государственный Русский музей и, несмотря на многочисленные бюрократические и прочие препоны, сумел пополнить музейные фонды на 120 тысяч экспонатов, среди которых 500 икон XIII-XVII веков, замечательные творения русских мастеров XVIII - начала XX века, лучшие образцы художественного авангарда, знаковые создания советского изобразительного искусства...

Не дает покоя судьба этого, без преувеличения, великого гражданина. Весной 2002 года умер один из История жизни собирателя Русского музея сопоставима разве что с судьбой Павла Третьякова. Но если московский подвижник создавал галерею за собственные деньги, руководствуясь личным вкусом и семейным бюджетом, то Пушкареву приходилось каждый рабочий день проводить в борьбе с чиновниками, с равнодушным государством.
В конце 70-х Пушкарева все-таки изгнали из родного Ленинграда. Властям помог с ним расправиться вхожий в партийные кабинеты художник, чьи работы Пушкарев отказывался приобретать для музея. Москва приютила ценного специалиста. Десять лет руководил он Центральным Домом художника, превратив его в оазис высокой культуры. Но и в столице нашелся художник из начальствующих, которому не приглянулся принципиальный Пушкарев. Надо ли говорить, что, лишившись хозяина, оазис скоро превратился в ярмарочное заведение, а художники без Пушкарева осиротели. Закончил многотрудное и благородное поприще хранитель культурного наследия в Российском фонде культуры, закладывая основы Музея современного искусства.
Весной 2002 года мы прощались с Василием Алексеевичем в церкви св. Николая в Толмачах, где когда-то отпевали Третьякова. Пришло немало художников, искусствоведов, музейных работников, реставраторов, писателей и кинематографистов. Но не было среди них ни одного официального представителя Министерства культуры, Академии художеств и Союза художников. Не приехали и руководители Русского музея, живущего за счет того богатства, что вложил в его фонды бывший директор.
В тот день в Петербурге проходила общая конференция "Интермузея", объединяющего все музеи страны. Можно ли себе представить, чтобы в дореволюционной России из сотен участников собрания не отправили бы делегацию проститься со своим выдающимся коллегой? У гроба дорогого человека, с которым мне посчастливилось работать и дружить, я сказал, что мы обязаны установить мемориальные доски на доме, где жил Пушкарев и в холле Русского музея, хотя имена таких созидателей обычно присваивают их детищам.
Четыре года пытаются руководители Министерства культуры и Российского фонда культуры преодолеть сопротивление петербургских чиновников и дирекции Русского музея. "В плеяде знаменитых людей, прославивших Санкт-Петербург в XX веке, имя Василия Пушкарева стоит рядом с именами Д. Шостаковича, А. Ахматовой, Ж. Алферова, Е. Мравинского, Н. Черкасова, Н. Сергеева и Г. Товстоногова", - говорится в письме Никиты Михалкова к губернатору Валентине Матвиенко. Губернатор дает указание подчиненным выполнить просьбу известного кинодеятеля, а вместе с ним прислушаться к Ирине Антоновой, Николаю Скатову, Дмитрию Сарабьянову, Валентину Янину, Дмитрию Жилинскому и другим уважаемым людям, чьи имена стоят под коллективным письмом. Но чиновники от культуры и лично директор Русского музея господин Гусев "героически" держат оборону. Почему?!